«Молодым везде у нас дорога!» — опять затягиваем мы старую песню, отдавая целый номер в руки этих самых молодых.
На сей раз — в руки не просто молодых критиков, как это было в № 52, а практически студентов театроведческого факультета и окрестностей.
Собственно, они и так печатаются в каждом номере начиная с нулевого, и уже не одно поколение вышло из «ПТЖ». Даже если потом ушло далеко — все равно сперва вышло, вылупилось. Некоторые любят свое гнездо, некоторые не любят, есть те, которые плюнут, и те, кто «к сердцу прижмет». Ну, кто-то и «к черту пошлет» — лишь бы талантливо послал.
Этот студенческий номер делался долго, свободно, без «Бенкендорфа» и начался с того, что «молодая редакция» дала сама себе подзатыльник, придумав слоган «нам не по …» — решив, что это будет сквозной темой, идеей, драматургией номера.
Дальше начались многомесячные страдания, которые когда-нибудь участники изложат в мемуарах, но свою нынешнюю саморефлексию они решили не обнародовать и убрали тексты «К читателям и коллегам» в стол — за исключением маленькой пьески чуть дальше. А про «мне не по …» должна, видимо, предупредить я.
Процесс создания номера шел параллельно обычной редакционной жизни: подвал был полон студентов, которые обсуждали, читали, редактировали поток текстов… основная масса которых ушла в корзину. Ушла, потому что им самим «не по …» было качество собственных текстов. Работа над номером обнаружила катастрофическое количество профессиональных проблем, с которыми наши студенты покидают стены Академии (не только нашей — то же и в ГИТИСе).
Слоган «мне не по …» много месяцев зомбировал мое сознание, и волей-неволей я стала думать, что же «не по …» мне самой.
Результат оказался убийственным. Мне «не по …» так много, оно таким валом катится каждый день, что не знаешь, как пережить, помочь, описать…
Дальнейший текст просьба не воспринимать частью молодежного номера. По идее он должен быть вынесен «за рамки» и не гробить концепцию. Но уж очень сильно…
МНЕ НЕ ПО …
…ТО, ЧТО 25 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНИТСЯ 3 (ТРИ!) ГОДА С ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В. В. ПУТИНА О ДОМЕ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ, А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ. НЕ ТАМ ТОЛЬКО… МНОГО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВС ИМ. М. Г. САВИНОЙ.
Отошлю читателей и коллег к нашим публикациям в № 29, 44… и так далее, включая № 46, 49 и 55… Мы регулярно поднимали тему, прошли суды по иску г-на Калягина, в моем доме раздавались ночные устрашающие звонки — все это лирика. Важно, что 3 года (Три!) Дом не ремонтируется, деньги тратятся, в последнее время жизнь ДВС обеспечивает только городская казна, а «процесс о пяти миллионах» все идет (вместо реконструкции). Ветераны по-прежнему моют по утрам руки холодной водой, ожидая капитального ремонта, директор Л. Е. Хазанович переведен в Москву (от греха подальше).
Все прозрачно и понятно!
Недавно ветераны обратились в прокуратуру, получили отказ в возбуждении уголовного дела — и обратились снова. Чтобы ничего не перепутать, не исказить и не интерпретировать, приведу их письмо почти полностью. Оно более чем проясняет суть дела.
В прокуратуру РФ Санкт-Петербурга
Господин прокурор! Уважаемый Сергей Петрович!
На запрос депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководителя фракции «Единая Россия» В. С. Макарова, по нашему обращению (Совета ветеранов Дома ветеранов сцены им. М. Г. Савиной) мы получили ответ прокуратуры, подписанный старшим советником юстиции Е. М. Бухариной, от которого пришли в шок. […]
I
На реконструкцию и капитальный ремонт на счет ДВС переведено 132 600 000 руб.
Истрачено, согласно «проверке» прокуроры, 36 807 839 руб.
Если произвести вычитание, должно остаться на счете ДВС 95 792 161 руб.
А в ответе: «прокуратурой установлено» — что остаток составляет 89 831 401 руб.
[…]
Разница в 5 960 760 руб., то есть проверяющий не обратил внимания на то, что почти 6 миллионов рублей просто растворились. Их нет ни в наличии, ни в отчетах. КУДА ОНИ ИСЧЕЗЛИ, мы и хотим выяснить.
II
Далее: с момента перечисления денег на счет ДВС (27 октября 2006 г.) прошло 2 года и 9 месяцев. За это время, даже если деньги были положены под очень низкий процент, на 132 миллиона рублей должно было набежать процентов на 18–20 миллионов рублей, как минимум. Где же они?? Их отсутствие как бы и не заметили, не обратили на это внимания. Но если их приплюсовать к полученным ранее 132 миллионам рублей, это составит сумму порядка 150 миллионов рублей.
И если из 150 000 000 руб. вычесть то, что осталось сегодня на счете ДВС, — 89 831 401 руб., получаем сумму 60 168 599 руб.
Следовательно, истрачено не 36 807 839 руб. (видимо, на эту сумму директор ДВС предоставил «бумаги»), а 60 168 599 руб., т. е. около 23 360 760 рублей просто исчезли!
Нам кажется, что это (23 миллиона) достаточно крупная сумма, чтобы прокуратура заинтересовалась ее исчезновением. Но проверяющий пишет: «оснований для применения прокурорского реагирования не выявлено».
III
Что касается правомочности трат по представленным дирекцией ДВС «документам»:
1. Во-первых, проектно-сметная документация до сих пор не готова и не прошла обязательную государственную экспертизу. Кто же позволяет директору ДВС тратить такие огромные суммы по своему усмотрению, ведь не исключено, что эта смета не будет утверждена, как уже случилось однажды (протокол № 1 заседания комиссии, документ № 1). А деньги ведь уже не вернешь. Ссылка проверявшего на то, что все траты произведены с разрешения СТД (Союз театральных деятелей), — лукавство. Проверка прокуратуры «установила» — что СТД издало распоряжение о том, что «подписание Учреждением ДВС актов о приемке выполненных работ возможно только после согласования с СТД». Распоряжение было издано 20 апреля 2009 года, то есть всего три месяца тому назад, а деньги тратятся почти три года и растрачены уже почти наполовину. Очевидно, что распоряжение СТД о «согласовании трат» издано задним числом, чтобы прикрыть все мыслимые и немыслимые растраты.
На самом деле, для согласования всех действий и решений в 2007 году была создана комиссия, как из представителей СТД, так и из представителей Президента РФ, губернатора Санкт-Петербурга, КГИОПа, КУГИ, администрации ДВС и благотворителя (протокол № 2, документ № 2), а сейчас прокуратура утверждает, что СТД распоряжается средствами как «единственный собственник». Это неправда. 51% корпуса № 1 (основного), так называемого Савинского корпуса, и двухэтажный деревянный особняк принадлежат РФ, а не СТД, что легко проверить по имеющемуся у нас решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга. […]
2. Произведенные дирекцией траты на 60 168 599 рублей, из которых на 23 миллиона с лишним нет никаких отчетных документов, неправомочны, даже на ту сумму (36 807 839 руб.), на которую у директора, вероятно, какие-то документы есть, потому что смета еще не утверждена.
А сами эти траты вызывают изумление. Это:
а) ремонт котельной, водогрейного котла, крыльца, буфетных комнат в корпусах, текущий ремонт комнат ветеранов. Зачем все это ремонтировать (кроме котла), если грядет реконструкция Дома? Видимо, чтобы было на что списать растраченные деньги, хотя, на самом деле, текущий ремонт все эти годы производился на деньги, выделяемые на эти цели городом. При желании это легко проверить.
б) А трата «на оформление имущественных прав ДВС» (из отчета Смирнова Г. А. — отчет прилагается) — никакого отношения к реконструкции ДВС не имеет. Такие траты входят в обязанность собственника, то есть СТД, из его средств.
в) Что касается капитального ремонта водогрейного котла. Опять неправда. Директор сообщил нам, что он купил новый водогрейный котел за 100 000 рублей, которые он взял у ветеранки Гареевой Л. (и взял почти насильно. Заявление Гареевой имеется у Вас в прокуратуре).
Видимость законности подобных трат создает утверждение, что «…осуществлено пожертвование на сумму 132 600 000 рублей на комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на реконструкцию, реставрацию, капитальный и текущий ремонт зданий ДВС…». Это просто откровенная неправда. В уже упомянутом отчете Министерству культуры заместитель председателя СТД Г. А. Смирнов пишет: «…перечислены благотворительным фондом „Система“ на расчетный счет ДВС — (132 600 000 руб.) — как целевые средства на капитальный ремонт и реставрацию ДВС». И только! И ни о каком текущем ремонте речи не идет. И в этом все дело. Формулировки эти придуманы и дают возможность расходовать деньги налево и направо — как вздумается, вот уже три года.
3. Надо сказать, что все дело умело запутывается. При этом и дирекция ДВС, и руководство СТД противоречат сами себе. Так, тот же господин Смирнов Г. А. в отчете Министерству культуры сообщает о том, что деньги перечислены на расчетный счет ДВС (это соответствует действительности), а далее, чуть ниже, г. Смирнов уже пишет, что сейчас деньги находятся в «Московском банке реконструкции и развития» и теперь уже банк осуществляет контроль за целевым расходованием средств. Вы видите, как лихо все закручено. Кто, когда и, главное, зачем перевел эти деньги со счета ДВС в Петроградском отделении Сбербанка Санкт-Петербурга в Московский банк? (Видимо, это сделано для того, чтобы вывести эти деньги из-под проверки.)
4. На наши просьбы проверить, почему какие-то фирмы «Забота», «Рента» торгуют нашими комнатами, продают их за 1 100 000 руб., почему у ветеранов забирают и не возвращают остатки их пенсий, почему перерасходован «более чем на 2 миллиона рублей бюджет ДВС» (причем он перерасходован на добавки к отпускам (незначительные, основной массе сотрудников) и, в основном, на «обеспечение директора» — что установлено ревизионной комиссией СТД). Почему расходование полученных Домом благотворительных денег проверяет ревизионная комиссия СТД, а не независимая ревизионная комиссия? И еще на многие вопросы, касающиеся повседневной жизни ДВС, проверяющий вообще не отреагировал. И даже на то, что корпуса, предназначенные для ветеранов, сейчас заполнены посторонними, у которых иногда нет даже паспортов. А неделю тому назад они устроили пожар в самом ценном «историческом» здании — Савинском корпусе. Пожарная команда тушила его до 3-х часов ночи — там просто погром сейчас. И — ничего. Они так и продолжают там жить… Мы вообще опасаемся, что в данной ситуации Дом подожгут по-настоящему, тогда и деньги не понадобятся.
[…]
С уважением: Председатель Совета ветеранов ДВС им. М. Г. Савиной Кальченко Д. П. Члены Совета, артистки Архангельская А. Ф., Кащеева Н. М., заслуженная артистка России Лучкина Л. П., Межанская Н. А., Нечаева Е. Г.
Надо ли что-то прибавлять и комментировать?
МНЕ НЕ ПО …
…ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ГДЕ ВСЕМИ СИЛАМИ СПАСАЮТ ЧЕСТЬ ЧИНОВНОГО МУНДИРА — ПУСТЬ ДАЖЕ НЕ БУДЕТ ТЕАТРА, А МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ БУДЕТ!
Россия велика, слухи о причинах сентябрьской голодовки актеров Нижегородского ТЮЗа так искажались расстояниями и извращались нижегородскими СМИ, что все же надо кратко рассказать — что же произошло.
Жил Нижегородский ТЮЗ. Жил несчастно, много лет руководимый В. Симакиным (см. «ПТЖ» № 35). Я видела эти ужасы детской радости, это «королевство кривых зеркал» в запущенном здании, зарабатывавшем арендой. Было понятно: что-то надо делать. Сделали. Уволили Симакина, пригласили В. Кокорина. Известно — с Кокориным тихого счастья не бывает, он приходит «разрушить до основания» театральную рутину. Разрушил. А затем? Затем Кокорин, оставшись худруком (для этого переделали штатное расписание и ввели должность), позвал главным режиссером В. Золотаря — настоящего строителя театра. Кокорин ушел с поста худрука и уехал, а театр счастливо начал путь с Золотарем…
Итак, еще этим летом театр жил мирно, собирался на два фестиваля, увидел перспективу… Летом назначили нового директора — функционера г-на Крохина, 38 лет, до этого НИКОГДА театра не знавшего (в интервью он наивно демонстрирует свою причастность к искусству… декларациями. Просто — любит художества как таковые). Идет отпуск, Золотарь репетирует спектакль в Питере… Я понимаю — человеку нетеатральному трудно (практически невозможно) руководить театром, искать деньги на фестивали, составлять райдеры… Вот и заметался г-н Крохин, заметался в тот момент, когда труппа сказала: «Выйдем из отпуска, сыграем спектакль себе на билеты до Екатеринбурга». Представляю себе смятение функционера: а это можно?! В общем, в одночасье (без согласования с главным режиссером и с труппой) в театре снова возникает… Симакин. И, не представленный труппе, начинает художественно руководить. То есть что произошло? Произошла настоящая административная ошибка, подобная назначению ректором ГИТИСа г-на Шерлинга. Но там — ГИТИС, Москва — и ошибку исправили в три дня. А тут… Актеры (2/3 труппы и цеха) объявляют Симакину: мы не хотим с вами работать (но тому — плюнь в глаза — божья роса), пишут письма губернатору В. П. Шанцеву (не отвечает), министру культуры А. А. Авдееву (молчит, в отпуске), начальнику Департамента по культуре тов. Грошеву (он когда-то уже был им, теперь назначен вновь: в Нижнем просто какая-то реставрация + советская власть!). Но что ответит Грошев, охраняющий честь своего мундира и только?
И вот началась голодовка за право творческой жизни. Желающие могут открыть хронику: http://community.livejournal.com/tyz_golodovka.
Голодовка ширилась, в нее включился даже народный артист Леонид Ремнев (мирный человек, ведущий актер, он не вынес унижения, вранья СМИ).
Приехавшая комиссия СТД («голубые каски», как они любят себя называть) во главе с г-ном Стебловым приняла «Соломоново решение»: театр поделили… на два. С Золотарем — более 20 (Двадцати!) человек, с Симакиным — менее 10 (Десяти!)… В один и тот же служебный вход входят люди, которые не могут видеть друг друга.
Режиссер Полина Стружкова, ставившая в Нижнем последние два сезона, шлет из Нижнего эсэмэски:
«В театре военное положение. Актеры в перерывах между репетициями пишут письма, бегают по юристам… но играют хорошо. Видимо, это сильно мобилизует. Борьба только начинается. Все время урезают деньги (группе Золотаря. — М. Д.). И когда ты внутри театра, когда все так близко, это еще страшнее. Особенно эти новые люди, которые ходят по театру и пытаются навести здесь свои порядки…»
А по словам актрисы Натальи Макаровой (единственная в Нижнем «Золотая маска»), «такое ощущение, что наш театр решили превратить в прокатную площадку или просто уничтожить. Долгами, проверками, блокировкой поездок на фестивали, новых постановок, принятия артистов в труппу. Делается все, чтобы театр прекратил свою работу. Тогда легко будет сделать тут концертный зал или вообще все снести и построить гостиницу. Мы-то переживали, что нам не дают работать, нести людям радость, испугались, что господин Симакин изменит репертуарную политику, а никакой политики не ведется. У режиссера Симакина нет творческих планов. Директор Крохин закрыт у себя в кабинете на постоянном совещании. К нему допускают только главного режиссера (Симакина) и завтруппой, актерам говорят: записывайтесь, директор рассмотрит ваш вопрос и, может быть, вас примет. Кажется, что наш театр хотят убрать…».
Без комментариев?
МНЕ НЕ ПО …
… ТО, ЧТО НЕ В НИЖНЕМ, А В ПЕТЕРБУРГЕ ТИХО УБИВАЮТ «НАШ ТЕАТР» ЛЬВА СТУКАЛОВА.
Интервью со Львом Стукаловым выйдет в следующем номере — «не детское это дело» судьба «Нашего театра». Уничтожение чиновниками Нижегородского ТЮЗа, угроза закрытия легендарного челябинского театра «Манекен»… С «Нашим театром», который должен отметить в этом году свое 10-летие (Десять лет!), ситуация куда менее выраженная, но от этого не менее опасная.
Все эти годы театр играл на сцене театра Эстрады. Высшей волей (воля гуляет на корпоративах, которые так часто обслуживает Ю. Гальцев) театр в центре Петербурга отписали ему, и он (после реконструкции здания) собирается превратить его в варьете. Спрашивается: почему бы Ю. Гальцеву, выходцу из Театра «Буфф» не дать здание, в котором до сих пор играл его учитель И. Штокбант, переезжающий теперь в новое здание, — вопрос праздный: одно дело Охта, другое — Большая Конюшенная… Кандидатура Гальцева как художественной личности центральной части Петербурга вообще вызывает большие сомнения — этак скоро и Петросяну дадут театр Комедии…
«Нашему театру» (номинированному нынче на «Золотой софит» дважды, в площадке театра Эстрады пока не отказано, но если раньше театр и так играл всего 6 (Шесть!) раз в месяц, то теперь, как говорит Л. Стукалов, нависла угроза: эти дни сокращаются, как шагреневая кожа, доходя до 3 (Трех!) представлений в месяц, что просто смертельно. Написав слово «SОS», мы продолжим этот разговор в следующем номере.
Сознаю, что сильно утяжеляю молодежный номер материалами с «театра военных действий». Спрашивается — почему в эти темы не включены молодые? Они включены, но ведь «для веселья нам даны молодые годы». Так что прошу читателей и коллег перелистнуть эту страницу — будто закрыть дверь в прихожую — и пройти в «аудиторию» студенческого номера через «холл» — статью Екатерины Гороховской, редактора прошлого молодежного номера.
Октябрь 2009 г.
Комментарии (0)