Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРОФЕССИОНАЛЫ И ДИЛЕТАНТЫ

ТЕАТР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ «ЧАЙНИКОВ»

Со знаменательным событием можно поздравить Молодежный театр на Фонтанке. Ведь он открыл своего настоящего зрителя. Этот зритель на простой вопрос «Кто ты?» не ответит «Я человек» или, к примеру, «Я Вася Петечкин», а гордо воскликнет: «Я — НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК!» Именно они, налогоплательщики, и наполняют каждый вечер зал (и кассу) Молодежного театра.

Но, кроме того, что театр открыл своего зрителя, он нашел и рецепт спектакля, который этому зрителю придется по вкусу. О нем, о рецепте, и хотелось бы поговорить подробнее.

Е. Морачевская (Ирма), М. Черняк (Мсье Фромантель).
Фото Л. Дьяченко

Е. Морачевская (Ирма), М. Черняк (Мсье Фромантель).
Фото Л. Дьяченко

1. Выбирая режиссера для такого спектакля, не нужно сильно мудрить: приглашать зарубежного мэтра или местного авангардиста. Все гораздо проще. Режиссером может оказаться любой актер театра, а если он еще сыграет одну из главных ролей, то к своим обязанностям постановщика будет относиться гораздо ответственнее.

2. 90 % актеров, занятых в постановке, должны быть молоды и красивы, а еще лучше ОЧЕНЬ молоды и ОЧЕНЬ красивы.

3. В репертуар театра не должны попасть такие отпугивающие названия, как «Жизнь человека», «Судьба человека», «Жизнь и судьба». Зато очень подойдут «Школа жен», «Школа дураков» и, наконец, вот оно, необходимое, — «ШКОЛА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ». Ведь налогоплательщик любит смотреть спектакли о себе и очень любит учиться.

4. Жанр должен быть ЛЕГКИМ. У налогоплательщика плохо с пищеварением, «тяжелого» он просто не в состоянии переварить. Подойдут комедия, водевиль, а еще лучше — комедия положений с куплетами, интересными номерами, яркими костюмами и декорациями. Но при этом спектакль должен вскрывать самую острую для налогоплательщика проблему: НАДО ПЛАТИТЬ, а ПЛАТИТЬ не ХОЧЕТСЯ. Вот он, конфликт будущего спектакля. Но опять-таки, чтоб от излишней остроты у нашего зрителя не случилась изжога, конфликт нужно максимально смягчить. Пусть это будет китайский или французский налогоплательщик. Сюжет, в сущности, не важен, хотя его наличие не возбраняется.

5. Художник спектакля должен решить для себя непростую задачу — чем он будет радовать глаз такого взыскательного зрителя (налогоплательщик — большой эстет). Не нужно унылой черно-белой гаммы, она вызовет зевоту у налогоплательщика, а непонятные абстрактные конструкции только отпугнут его. Необходимо БУЙСТВО КРАСОК: ультрамариновые, кислотные, розовые цвета подойдут больше всего. И чаще меняйте декорации. Сначала, допустим, загородный интерьер, потом офисный, потом клубный. Можно установить прямо на сцене уменьшенную копию архитектурной достопримечательности. В зависимости от места действия спектакля это может быть Колизей, Тауэрский мост, пирамида Хеопса, Эйфелева башня. Свет должен быть яркий и неожиданный. Неоновые лампочки, фонарики красные, синие, зеленые. Не бойтесь экспериментировать, чем неожиданней будет освещение, тем лучше. На вашу камерную Эйфелеву башню (или пирамиду Хеопса) можно повесить мотка два гирлянд, и тогда во время исполнения актерами финальных куплетов «Аааа, пла-тить, не хооо-чет-ся…» мигающее всеми огнями произведение искусства (что уж скромничать) будет смотреться особенно эффектно.

Вот, пожалуй, и все…

Уважаемые налогоплательщики и налогоплательщицы, позвольте представить вашему вниманию спектакль Молодежного театра на Фонтанке в постановке актера театра Михаила Черняка по пьесе Луи Вернея и Жоржа Берра «Школа налогоплательщиков». В главных ролях Михаил Черняк, а также молодые, но уже полюбившиеся зрителю Евгений Славский, Юлия Шубарева и Александр Андреев. Художник-постановщик Владимир Фирер. Спектакль поставлен при поддержке юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» (не благодарите за рекламу, это не реклама). Вас ждет увлекательное путешествие в дебри французской системы налогообложения, карнавал адюльтеров и комических положений. В общем, дорогие налогоплательщики, это спектакль для вас и только для вас.

P. S. От себя могу заметить, что сия постановка имеет такое же значение для Молодежного театра, как чеховская «Чайка» для Московского Художественного театра. Так что не удивлюсь, если Молодежный театр на Фонтанке в скором времени переименуют в Театр Налогоплательщика, а само слово «налогоплательщик» войдет в лексикон петербуржца как синоним слова «человек»!

Июль 2009 г.

Я НАЧНУ С ТОГО, ЧТО МНЕ ПО…

МНЕ, ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, СОВЕРШЕННО ВСЕ РАВНО, КАКОЙ ЭТО ТЕАТР: МАЛЕНЬКИЙ, БОЛЬШОЙ, ЧТО ОН ОТРИЦАЕТ И ЧТО ОН «СБРАСЫВАЕТ С ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ». СОВЕРШЕННО ВСЕ РАВНО — НОВАЯ ЭТО ДРАМА ИЛИ СТАРАЯ. Я ХОЧУ УВИДЕТЬ В ТЕАТРЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, С КОТОРЫМ МОГУ СОГЛАСИТЬСЯ ИЛИ ПОСПОРИТЬ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗАДЕЛО. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ХОЧУ, ЧТОБЫ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ БЫЛО СОВРЕМЕННЫМ. И БАНАЛЬНО ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ В ТЕАТРЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, НА МОЙ УРОВЕНЬ, НЕ НИЖЕ. А В ИТОГЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ПОЛУЧАЕТ КТО-ТО ДРУГОЙ. И ВОТ ЭТО МНЕ СОВЕРШЕННО НЕ ПО…

ОКСАНА КУШЛЯЕВА

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.