Все мы с осени слышали, что Дом ветеранов сцены (о котором мы писали десятки раз, в последний — здесь) после ремонта, производимого Управлением делами Президента РФ, будет взят под Санкт-Петерубргскую юрисдикцию. Этого хотели ветераны. Это обещал всем вице-губернатор Василий Кичеджи.
В феврале на пресс-конференции в Интерфаксе председатель Комитета по соц. защите Александр Николаевич Ржаненков говорил, правда, что СТД дело затягивает, что они не могут доискаться Калягина, что тот назначает встречи для переговоров, а потом их отменяет. Но в марте дело как-то пошло, и старики, живущие в Павловске (в том числе Дина Петровна Кальченко — главный борец за права коренного населения ДВС) говорили мне, что Ржаненков обещал им, что к концу апреля завершится процедуру передачи, а сразу вслед за этим они вернутся на свою территорию — в отдаленный от стройки корпус. Ждали ветераны, ждала я. Не очень верила, но ждала.
А пару дней назад в моем распоряжении волей случая оказалось письмо А. Калягина В. Путину с просьбой взять ДВС в федеральную собственность, поскольку… Санкт-Петербург не в состоянии его обеспечивать.
«Мы пытались решить эту проблему, передав ДВС в ведение Санкт-Петербурга, и даже предварительно договорились об этом с Г. С. Полтавченко, — пишет Калягин. — Однако процесс передачи остановился (возможно, из-за возникшего в Санкт-Петербурге острого дефицита бюджета). С начала 2012 года из городского бюджета не поступили даже предусмотренные в нем субсидии на частичное финансирование ДВС». «Я вижу только один способ сохранить ДВС, — пишет далее центральное лицо многолетней „прохиндиады“, — создать на его базе Федеральное государственное учреждение… в ведении Управления делами Президента РФ, имея в виду, что большая часть имущественного комплекса ДВС уже находится в собственности Управделами, и мы готовы передать в собственность Российской Федерации (Управлению делами) оставшееся имущество вместе с принадлежащим нам на правах собственности земельным участком». (В преддверии ремонта корпуса, подлежащие реконструкции, были переданы Управделами — М. Д.)
Ветераны абсолютно не с курсе ситуации. Их, отдавших свои квартиры за проживание в ДВС, опять не только не спросили, но даже не поставили в известность. Дрова же не ставят в известность о продаже другому собственнику и перевозке в новый сарай? У меня нет лексического запаса для печатной характеристики деятельности СТД ни с моральной, ни с юридической стороны (он истрачен в многочисленных публикациях), да это сейчас и не моя цель. Я хочу понять интригу.
На отчетно-выборной конференции прошлой весной у многих (и у меня тоже), когда в выступлении зам. Калягина г-на Смирнова (известного аппаратчика, славного своим умением играть в «наперстки» с театральной общественностью) пошла речь о временной передаче корпусов, сразу родилось подозрение о крупной игре СТД с Управделами. Многие даже сочувствовали СТД: власть положила глаз на земельку островов, тут уж ничего не поделаешь, отвертеться нельзя… У меня сочувствия не было. Как говорится, «поделом тебе, акула, поделом». Потому что власть положила глаз на ДВС после многих «подвигов» СТД. Если бы наши, с позволения сказать, коллеги вели себя по-людски и не растратили более 130 млн. рублей, добытые ветеранами, а отремонтировали ДВС, — СТД и сейчас владел бы всем комплексом на Петровском. Но денежки прогуляли, причем экстренно дотрачивали их, уже покидая дом, предназначенный к ремонту… Жаловаться некому. Но есть и другая сторона медали.
Президент регулярно отписывает разваливающемуся, дряхлеющему театральному Союзу немалые средства на творческую деятельность. У Калягина стоит театр в центре Москвы. Он всеми частями своего тела поддерживает Путина и клеймит «неверных». Очевидно, давно пришла пора расплачиваться за освоенные денежки не только остатками репутации, но и золотой землей наших островов. Передать ДВС Санкт-Петербургу невыгодно: с Полтавченко или какого-то следующего губернатора что возьмешь? С города денег, как с Президента, не поимеешь, и, видимо, СТД, как рачительный хозяин, ищет, куда повыгоднее сбыть поместье со всеми крепостными ветеранами. Либо просто выполняет распоряжение и обращается с письмом…
Я только предполагаю, ставлю вопросы. Я даже не знаю, что лучше с точки зрения жизни стариков — подчиненность Управделами или городу, я знаю, что они хотят одного: не видеть своего коллегу Калягина и нынешнего директора г-на Белокобыльского (городским власти обещали его заменить). Но я хочу понять, какую роль во всей этой игре вел В. Кичеджи, какую — А. Ржаненков, которому ветераны доверяют, держат с ним связь…
Я дозвонилась В. Н. Кичеджи. На мой прямой вопрос вице-губернатор дал такой же прямой ответ:
— За это время я смог убедиться в том, как много в словах и действиях г-на Калягина, мягко говоря, лжи. Да вы и сами, занимаясь много лет вопросом ДВС, все это знаете. Город не отказывался и не отказывается от своих намерений взять дом под свою юрисдикцию. Ссылки Калягина на то, что ДВС станет тогда петербургским, а не российским домом, — демагогия, нам все равно, откуда приехал ветеран сцены. Сейчас губернатор составляет ответ В. В. Путину. Если такова будет воля Президента — нам придется подчиниться, но со своей стороны мы делали и продолжаем делать все возможное. И абсолютная ложь, что в 2012 году Санкт-Петербург не предоставлял ДВС субсидий.
Председатель Комитета по соц. защите А. Н. Ржаненков был более эмоционален в оценках поведения СТД, но для печати они не предназначались. А предназначалось следующее:
— Все эти месяцы СТД намеренно затягивал процесс передачи дома в собственность города, они не предоставляли в надлежащим порядке документы, не выходили на связь. Мы, а не Управделами, своими силами в критический момент расселили по городским домам ветеранов тех стариков, кто не хотел жить в Комарово, мы оказываем им помощь, как же можно лгать, говоря, что процесс остановился по вине Санкт-Петербурга? У нас есть средства для содержания ДВС, письмо Калягина — навет. А все, что я думаю о директоре Белокобыльском, я сказал ему в лицо, прямо.
Нет основания не верить. Но, значит, Санкт-Петербург оказался разменной картой в чужой игре? Или заранее сброшенной «шестеркой»?
Получается, «две собаки», СТД и Управделами Президента, дерутся (или милуются) — чужая, Санкт-Петербург, не приставай… И пусть бы. Но об этом ничего не знают ветераны, 80 жильцов ДВС, безмолвно ждущие своей участи, раскиданные по разным домам.
На письмо Калягина уже наложена резолюция В. Путина: «Поддержать». Более того, уже состоялось заседание в Минэкономразвития, где обсуждался этот вопрос. Так что, Полтавченко может писать сколько угодно, итог ясен…
Ведь все мы понимаем: речь идет о крупной коммерческой сделке на федеральном уровне, начало которой просматривается еще несколько лет назад. Но на фоне этой сделки театральные люди, знающие наизусть чеховские роли, тем не менее, опять забыли «Фирса», ветеранов. Впрочем, это другая история из другого века: история о перевозе туда-сюда «дров» — ветеранов сцены, живых людей с их судьбами и надеждами.
[…] ДВС им. Савиной, писал регулярно, в последний раз здесь. В тот момент стало известно о просьбе […]