Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

[ВПЕЧАТЛЕНИЯ]

Рассказать о фестивале «Реальный театр» — 2009 мы решили не рецензируя спектакли, большая часть которых уже была отрецензирована «ПТЖ», а спросив о впечатлениях очевидцев — критиков, режиссеров, актеров. Тех, кто был в прямом доступе и захотел пообщаться. Более всего мы желали услышать мнение по трем вопросам:

1. Ваши впечатления от фестиваля.

2. Выбор спектаклей соответствует названию фестиваля? Отражает ли фестиваль реальное положение дел в отечественном театре?

3. Лучший спектакль в вашем личном рейтинге или спектакль-событие.

[МАРИНА ДМИТРЕВСКАЯ]
КАНДИДАТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Что такое реальный театр? Фестиваль каждый раз пытается ответить на этот вопрос.

Реален год бесконечной езды его автора Олега Лоевского «от Москвы до самых до окраин» (например, до театра города Мотыгино, куда можно добраться только зимой, пока стоят сибирские реки) в поисках живого театра. Лоевский увидел там огромный портрет Станиславского, но К. С. был странно узкоглаз. Ему объяснили: раньше это был портрет Ленина, его перерисовали… Мне кажется, это тоже образ сегодняшнего реального театра, пририсовывающего бывшему Ленину седины благородного Станиславского… и образ фестиваля тоже: «раскосые и жадные» очи не больно-то видны из-за стекол пенсне.

О. Лоевский в фойе Екатеринбургского ТЮЗа.
Фото П. Зобнина

О. Лоевский в фойе Екатеринбургского ТЮЗа.
Фото П. Зобнина

Фестиваль — это приметы («лопахинские» сапоги Лоевского на открытии: если надел — не будет дождя. Нынче на Урале стояла такая жара, словно он надел три пары!). Это неизменная «раневская» шляпка директора Екатеринбургского ТЮЗа Янины Ивановны Кадочниковой, которую она снимает перед всеми, кто приехал (программа состояла из 17 спектаклей). В этом году отпраздновали 25-летие ее директорства.

Это постоянная (правда, редеющая с годами) компания критиков, горячие (правда, все менее горячие, чаще — теплые…) обсуждения на битком набитой Малой сцене — театр боевых действий для взрослых и «школа молодого бойца» для студентов-театроведов нескольких поколений. Начиналось когда-то, кажется, с Романа Должанского, нынче он вышагивал в виде vip’а, а спектакли отлично обсуждала практически та самая студенческая компания, которая делает этот номер. Перспектива открывается просто-таки космическая!

Это вообще всегда был фестиваль молодых. Когда-то, когда он только начинался, а вишня родилась лучше, событиями становились спектакли начинающих Анатолия Праудина, Георгия Цхвиравы, Бориса Цейтлина, Александра Кузина, Евгения Марчелли, Григория Дитятковского, Григория Козлова. С дикими боями, отстреливаясь от критики, пробивался через фестивальные обсуждения театр Николая Коляды. Бывали, правда, и неурожаи (сезон на сезон не приходится, на прошлом «Реальном» в Нижнем Новгороде просто «все умерли», а кто не умер — заболел). Может быть, через десять лет имена молодых петербургских режиссеров Андрея Корионова, Дмитрия Егорова и Марии Романовой будут произноситься с той же интонацией, что нынче фамилии, перечисленные в начале абзаца, но и сегодня их спектакли «бедного театра» оказались в центре обсуждений.

Это вообще был фестиваль «бедного театра». «Большая форма», представленная омским «Дядюшкиным сном», красноярским «Трамваем „Желание“» (оба спектакля Олега Рыбкина) и «Честным авантюристом» Геннадия Тростянецкого (пермский Театр-Театр), увы, проигрывала по части энергии и внятного высказывания.

На почти пустой черной сцене играли Роза Хайруллина и Сергей Бызгу («Я скучаю по тебе» Галины Бызгу), Василий Реутов и Ко («Записки провинциального врача» Андрея Корионова / Елены Исаевой), энергичный коллектив из «Галки Моталко» Марии Романовой (пьеса Натальи Ворожбит), Ольга Лисенко («Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович, Саратовский ТЮЗ Киселева, режиссер Дмитрий Егоров).

Бедный Коми-Пермяцкий театр из Кудымкара (см. № 56) показал спектакль Сергея Андреева «Саня, Ваня, с ними Римас». Деревенская пьеса Владимира Гуркина могла стать благодатной почвой для произрастания отличной развесистой коми-пермяцкой клюквы, а стала историей редкостно подлинной, сложной и эпической, несмотря на свою камерность.

Неизвестно как выживающий маленький екатеринбургский театр «Волхонка» сыграл «Человека-подушку» (см. № 56). Великий русский драматург МакДонах стал под рукой режиссера Алексея Янковского, быть может, менее русским, но более интеллектуальным. «Калека с Инишмана» небогатого пермского театра «У моста», как всегда у Сергея Федотова, дал нам «атмосферного», живописного МакДонаха, а «Трамвай „Желание“» Николая Коляды продолжил серию спектаклей о конце цивилизации, мира, человека.

То есть — что? То есть — реальный, живой театр сегодня беден, «подвален», бос и не имеет товарного вида, но жив. И нынешний фестиваль «Реальный театр» на двадцатом году своего существования подтвердил эту банальную мысль. А ведь мог и не подтвердить, ведь могло получиться, что «все умерли». Нет, остались.

[ГАЛИНА БРАНДТ]
ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ЕКАТЕРИНБУРГ

Всегда важна точка отсчета: я помню прошлый «Реальный театр», он проходил в Нижнем Новгороде, там были Резо Габриадзе с двумя работами, Алексей Бартошевич с семинарами и еще куча всяких любопытных вещей, но по спектаклям — что-то абсолютно беспросветное. Было три хороших постановки — для фестиваля в целом немало, — но остальные оказались настолько плохи, и их было так много… Поэтому фестиваль этого, 2009 года получился не таким уж безрадостным: средний уровень стал выше, но не было ни одного спектакля-потрясения.

Г. Гринберг (Мамаша), И. Маленьких (Джоннипатинмайк). «Калека с Инишмана».
Пермский театр «У моста». Фото из архива фестиваля

Г. Гринберг (Мамаша), И. Маленьких (Джоннипатинмайк). «Калека с Инишмана».
Пермский театр «У моста». Фото из архива фестиваля

Для меня «Реальный театр» с самого начала был фестивалем, который не столько отражает реальную картину, сколько пытается говорить о ней, схватывать наболевшие проблемы. Здесь важна была не мастеровитость, отточенный профессионализм, а способность почувствовать нерв времени. И на обсуждениях говорили, что театр гораздо ближе к жизни и уже бессознательно отрефлексировал то, что гуманитарные науки еще не успели сказать. Для меня «Реальный театр» был интересен именно этой способностью говорить о времени. Но в последние годы ушло это качество, не знаю почему, ведь автор фестиваля все тот же — Олег Лоевский.

Из спектаклей вызвали интерес «Калека с Инишмана» Сергея Федотова (театр «У моста»), «Я скучаю по тебе» Галины Бызгу (с Розой Хайруллиной). Хорошо, что был спектакль из Ярославля, также сделанный по Володину, «С любимыми не расставайтесь» режиссера Сергея Пускепалиса. Можно было провести параллели, как и в случае с двумя постановками по «Трамваю „Желание“». Особенно понравились обсуждения. В этом году молодые критики выступали гораздо активнее. Радует, что появились свежие силы.

Р. Хайруллина. «Я скучаю по тебе». Театральный
фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина
(Санкт-Петербург). Фото А. Телешая

Р. Хайруллина. «Я скучаю по тебе». Театральный фестиваль «Пять вечеров»
им. А. М. Володина (Санкт-Петербург). Фото А. Телешая

[МАРИЯ РОМАНОВА]
РЕЖИССЕР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Реальный театр» для меня был неизведанной территорией, и я ничего от него не ждала. А здесь я повстречала очень хороших людей со всей России, которые живут театром. От фестиваля ощущение, что это некий организм, который перерастает во что-то иное. Отживающий. Впечатление, что «Реальный» в данный момент не так крут, как был раньше. Если он, как зеркало, отражает реальности театра, тогда нынешний театр не так конкретен, как хотелось бы, и далеко не всегда разговаривает со зрителем на тему сегодняшнего, болящего, а говорить, как мне кажется, есть о чем.

[ЕЛЕНА ВОРОБЬЕВА]
ЗАВЛИТ ТЕАТРА «СЕВЕРНАЯ СЦЕНА», НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Фестиваль в первую очередь важен для профессионалов. Это ярмарка, где люди могут обменяться опытом, показать свои работы. Видно, что очень много молодежи, которая развивается и растет. Во многих спектаклях, где использован минимум средств, есть максимум эмоционального накала, внутренних переживаний. И пространство в этом случае не имеет никакого значения, важен внутренний мир. А там, где было какое-то впечатляющее сценографическое решение, внутренняя жизнь персонажей уходила на второй план.

Шедевром для меня стал спектакль «Я скучаю по тебе» режиссера Галины Бызгу. Шедевром в первую очередь актерским: я открыла для себя актрису Розу Хайруллину. После него я два дня не могла воспринимать другие спектакли, настолько он меня потряс.

[ВЛАДИСЛАВА КУПРИНА]
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК, МОСКВА

Большая сцена ожидаемо провалилась, почти вся. Этот кризис назрел давно. Большая форма уходит, это уже не новость. Тому есть гигантское количество причин, достойных отдельной театроведческой работы.

Все самое интересное на фестивале происходило в малой форме, малом пространстве. Еще и обрадовало и огорчило одновременно то, что многие режиссеры не успели подрасти, а им на пятки уже наступают следующие молодые. Я бы на месте Пускепалиса и Рыбкина, которые еще не мэтры и совсем недавно назывались «молодыми режиссерами», обеспокоилась. Три буквально вчерашних выпускника СПбГАТИ — Мария Романова, Андрей Корионов и Дмитрий Егоров — показали, что они могут придумывать, фантазировать, владеют разбором (что редкость по нынешним временам), формой, находят хороших драматургов, хороших артистов и умеют с ними работать.

«Саня, Ваня, с ними Римас». Драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Фото из архива фестиваля

«Саня, Ваня, с ними Римас». Драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Фото из архива фестиваля

«Саня, Ваня, с ними Римас». Драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Фото из архива фестиваля

«Саня, Ваня, с ними Римас». Драматический театр им. М. Горького (Кудымкар).
Фото из архива фестиваля

Это авторский фестиваль, Олега Семеновича Лоевского, и отбор спектаклей отражает его предпочтения и интересы. И он имеет на это право, он художественный руководитель фестиваля и знает реальную ситуацию в реальном театре, как никто другой.

Для меня самым важным событием стала вторая часть спектакля «Наташина мечта» режиссера Дмитрия Егорова: там произошли принципиальные изменения в качестве «Новой драмы» на сцене. Мне кажется, появился драматург, который может и хочет находить глубину в современном мире. И режиссер, который очень четко почувствовал появление нового героя, нашел в пьесе более глубокие проблемы, чем наркотики или злые родители, и вывел это на общечеловеческий уровень.

[ВАСИЛИЙ РЕУТОВ]
АКТЕР БДТ ИМ. Г. А. ТОВСТОНОГОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Фестиваль делают для того, чтобы неформально пообщаться и посмотреть интересные работы. Екатеринбург — мой родной город, здесь живет моя мама, и я приехал сюда для того, чтобы сыграть спектакль и повидаться с ней. Поэтому посмотрел я всего три-четыре спектакля, но то, что увидел, мне понравилось. В основном реальный театр — это нечто другое, чем этот фестиваль, на котором представлены спектакли определенного уровня, выполнившие свое предназначение. И, скорее всего, это спектакли для внутреннего использования, а не для обычного зрителя. Думаю, что в реальности все хуже.

И. Ермолова (Бланш Дюбуа). «Трамвай „Желание“». Коляда-Театр (Екатеринбург).
Фото из архива фестиваля

И. Ермолова (Бланш Дюбуа). «Трамвай „Желание“». Коляда-Театр (Екатеринбург).
Фото из архива фестиваля

Я видел «Галку Моталко» режиссера Марии Романовой (Молодежный центр «МИГ» из Питера), «Трамвай „Желание“» Коляда-Театра, «Калеку с Инишмана» Сергея Федотова, «Наташину мечту» Саратовского ТЮЗа. Это все хорошие спектакли. Но больше понравилась «Наташина мечта» Дмитрия Егорова. Там были какие-то «сырые места», но ради общего впечатления можно махнуть на них рукой. Мне нравится театр с минимумом выразительных средств. Одна актриса, практически ничего на сцене нет, и при этом возникает полнокровная история.

[СВЕТЛАНА ВАГАНОВА]
АКТРИСА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Я рада, что попала на фестиваль: ведь не секрет, что артисты редко ходят в театр на чужие спектакли, а «Реальный театр» — это отличная возможность познакомиться с разными нестоличными театрами. Было приятно увидеть здесь хорошие актерские работы. К сожалению, многих столичных актеров испортили массмедиа и сериалы. В небольших городах театры заполнены в основном развлекательными постановками, которые сделаны, чтобы зритель отдыхал, а не думал. На фестивале я увидела, что есть и другие.

«Галка Моталко». Молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» .
(Санкт-Петербург). Фото Д. Горбань

«Галка Моталко». Молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» . (Санкт-Петербург).
Фото Д. Горбань

Афиша фестиваля «Реальный театр»

Афиша фестиваля «Реальный театр»

Огорчило, правда, что спектакли, наполненные смыслом, редко сделаны так, чтобы захватить внимание современного зрителя. Хотелось бы, чтоб режиссеры искали такие формы, которые заставили бы сегодняшнего зрителя ходить в театр, ломиться на спектакли, искать лишний билетик. Мне очень симпатичным показался спектакль «Галка Моталко» Марии Романовой. Эта история была мне ближе, там много узнаваемого, девического. Может быть, по этой же причине мне понравилась «Наташина мечта». Плюс в ней сошлись талантливые люди: драматург Ярослава Пулинович, режиссер Дмитрий Егоров и актриса Ольга Лисенко. Я не могу сказать, что мне нравится минимализм в театре, я люблю, когда на сцене интересные декорации, красивые костюмы, свет, только вся эта красота должна не просто радовать глаз, но и трогать душу. В «Наташиной мечте» из декораций — стул на фоне голой стены, но как это цепляло! Как работало на тему спектакля: тему одиночества этих девочек, которые оказались один на один с проблемами взрослой жизни. Есть замечательная фраза: задача артиста — своими эмоциями воздействовать на эмоции зрителя. Это краеугольный камень театра, и мне кажется, в «Наташиной мечте» это случилось.

 

НЕ ВСЕ РАВНО?

НЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО МНОГИХ ТЕАТРАХ ЗРЯ ТРАТЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КАЖДЫЙ ВЕЧЕР. НЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО РАНЬШЕ, КОГДА ИСКАЛ В ПИТЕРЕ СПЕКТАКЛЬ, НА КОТОРЫЙ ПОЙТИ, ВЫБИРАЛ ИЗ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ ВАРИАНТОВ, А СЕЙЧАС — ИЗ ОДНОГО, И ТО СОМНИТЕЛЬНОГО. НЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО ПИТЕРСКИЙ ТЕАТР ЗА КАКИЕ-ТО ЛЕТ СЕМЬ-ВОСЕМЬ «СЛИЛСЯ» БЕЗБОЖНО. АКТЕРЫ В ОСНОВНОМ СИЛЬНО ИСПОРТИЛИСЬ. РОЛЕЙ В СЕРИАЛАХ КАК МАННЫ НЕБЕСНОЙ ЖДУТ. ОНО И ПОНЯТНО, БАБЛО. НО ТЕАТР ЖЕ ДЕЛО ИДЕЙНОЕ, БЛИН! ОН ЖЕ НЕ ДЛЯ БАБЛА… А ПОЛУЧАЕТСЯ ТАК: СО СЪЕМКИ НА РЕПЕТИЦИЮ, С РЕПЕТИЦИИ — НА СЪЕМКУ. А ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕ ВЫШИБАЕТСЯ НИ ТАМ, НИ ТАМ…

МЕНЯ С ПИТЕРОМ В РАБОЧЕМ СМЫСЛЕ УЖЕ МАЛО ЧТО СВЯЗЫВАЕТ, И Я ОБ ЭТОМ ВСЕМ ГОВОРИТЬ МОГУ СВОБОДНО. ЕХАЛ Я КАК-ТО ДОМОЙ С ОЧЕРЕДНОГО ВЫЕЗДА И ДУМАЛ: «ЧТО Ж ТЕБЕ, МИТЯ, ДОМА-ТО РАБОТАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ, А ВСЕ В СТОРОНУ УРАЛА И СИБИРИ ТЯНЕТ?» И ПОНЯЛ, ЧТО СКУЧНО. СИДИМ, КАК В БОЛОТЕ, БЛИН, КАКОМ-ТО. И ВСЕМ ВСЕ ПОХРЕН. ГДЕ ТВОРЧЕСТВО ХОТЬ КАКОЕ-ТО? ПРОВОКАЦИИ? СПОРЫ НА КУХНЯХ ДО ПЯТИ УТРА? СКУЧНО. ШЕВЧУК ПРАВИЛЬНО СКАЗАЛ, ЧТО СЕЙЧАС У ВЛАСТИ — МЕЩАНЕ. ВОТ И В ТЕАТРЕ ТОЖЕ МЕЩАНСТВА СТАЛО СЛИШКОМ МНОГО. ВЕРНЕЕ, ТЕАТР ПОД ЭТО МЕЩАНСТВО ПОДСТИЛАЕТСЯ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ «ЧЕТВЕРТАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПЕТЕРБУРГА», ТИХАЯ И НЕЗАМЕТНАЯ. ОНИ РУШАТ НАШИ ДОМА, ПЕРЕГРУЖАЮТ НАШУ ЗЕМЛЮ, НАВЯЗЫВАЮТ НАМ СВОИ ВКУСЫ. ДА, ХОРОШАЯ ИДЕЯ ДЕЛАТЬ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАЛЫ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ, НО ЭТО ТОЖЕ УСТУПКИ МЕЩАНСТВУ. ПОЛУЧАЕТСЯ ТАК — КУПИЛ ЗРИТЕЛЬ ДЖИНСЫ, А ЗРИТЕЛЬНИЦА — ТРУСЫ, ЗАШЛИ ОНИ В СОСЕДНИЙ ЗАЛ И ПОСМОТРЕЛИ СПЕКТАКЛЬ. И НА ВЫХОДЕ ДЕНЕГ НА СОТОВЫЙ КИНУЛИ. ПРИШЛИ ДОМОЙ И СЕЛИ СЕРИАЛ СМОТРЕТЬ… СКУЧНО.

ДМИТРИЙ ЕГОРОВ

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.