Ж. Оффенбах. «Парижская жизнь».
Театр Музыкальной комедии.
Режиссер Аттила Береш, художник Эржебет Тури
Когда видишь на афише «Будапештский Театр Оперетты», то, опираясь на опыт прежнего сотрудничества этого театра с петербургской Музыкальной комедией, готовишься увидеть классическую оперетту. «Веселая вдова» Ф. Легара и «Мадам Помпадур» Л. Фалля в постановке М. Синетара, «Баядера» и «Графиня Марица» И. Кальмана в режиссуре М. Г. Кереньи наглядно показали, что венгерский театр ревностно чтит традиции, играя не тот или иной сюжет, а зажигательный, легкий жанр оперетты, — именно поэтому венгерские работы во многом схожи. Однако «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха в интерпретации главного режиссера Будапештского Театра Оперетты Аттилы Береша выбивается из общего ряда.
Береш позиционирует спектакль как эксперимент — это ключ к пониманию постановки. Эксперимент с традиционной формой и содержанием, «законсервированными» в этом виде музыкального театра, как ни в каком другом. Здесь традиции доведены до абсурда, причем этот подход режиссер демонстрирует на всех уровнях — от переработки жанра до пластики героев. Закономерно, что в качестве материала режиссер использовал не легковесную нововенскую оперетту, а сочинение французского композитора Ж. Оффенбаха, чьи произведения по замыслу были далеки от развлекательности и имели остросатирический смысл, обличали цинизм и разврат общества в современной ему Франции.
Вместо ожидаемой оффенбаховской оперы-буфф перед зрителем разыгрывается «эротическая оперетта в двух действиях». Такая формулировка не выгля. дит грубым преувеличением или рекламным ходом. Это естественный результат предельного заострения шуток ниже пояса, ставших сегодня неотъемлемой частью почти каждой оперетты. И это не проявление плохого вкуса режиссера, а прием, снимающий штамп через его многократное усиление. Такая режиссерская вольность удивительно созвучна самому названию спектакля. «Парижская жизнь»… сразу вспоминается, что Франция родина кабаре и варьете, французского поцелуя и, кажется, всего легкомысленного и фривольного… Оттого — бесконечно мелькающие женские ножки в ажурных чулках и канкан, ставший неким ритуальным танцем, без которого в спектакле не обходится ни одна сцена.
Все, что прежде в оперетте воспринималось как штамп, а деликатными критиками определялось как следование традициям, здесь намеренно умножено в несколько раз. Оттого игра актеров превращается в правдивое и искреннее дурачество. Все здесь кого-то изображают: актеры персонажей, а персонажи оборачиваются то адмиралами Нельсонами и генералами Веллингтонами, то квохчущими курицами и расхорохорившимися петухами. Причем и первое, и второе смотрится одинаково по-опереточному «реалистично», то есть с неловкими переодеваниями, нелепыми ситуациями и при этом с большой долей самоиронии. В этом спектакле Береш продолжает работу, начатую им в первой своей петербургской постановке — «Баронессе Лили» Е. Хуски. Эта камерная оперетта на малой сцене Театра Музыкальной комедии была отмечена «Золотой маской» как раз за актерское мастерство.
Еще одно привычное опереточное явление — ревю, вставные номера — режиссер превращает в прием разоблачения штампа. По сюжету Оффенбаха действие одного из эпизодов «Парижской жизни» перенесено в кабаре «Мулен Руж», большую его часть занимает танцевальный номер, никак не связанный с фабулой. Береш в это кабаре превращает зрительный зал: проходы партера заполняют актеры массовки, на авансцене, перед опущенным занавесом, появляется очаровашка-конферансье (Сергей Ефимов) в обтягивающем розовом костюме, высоких сапогах и с недвусмысленными ужимками. Шум, реплики из зала, диалоги со зрителями, шутки вперемежку с объявлением номеров программы и, конечно, канкан…
Береш активно работает с пространством на протяжении всего спектакля. Помимо привычных чистых перемен есть трансформации, происходящие на наших глазах, да к тому же на протяжении одного вокального номера. Баронесса фон Гондремарк (Алина Алексеева) начинает арию в ванной комнате, а завершает в парадной зале, не сходя с места. Абсолютно оправданными кажутся неожиданные и нескончаемые появления не предусмотренных сюжетом персонажей. Иногда материализуются тщеславные мечтания героев, вроде восхищенных художников, рисующих портреты певички Метеллы (Тамара Котова), а иногда доходит до откровенного стеба — белый и черный лебедь (Одетта и Одиллия) сперва мирно дремлют на вокзальной лавочке, а затем невозмутимо проделывают балетные экзерсисы, используя вместо станка — мусорный бак… Абсурд, да и только… Среди всех этих нововведений появление привычного кордебалета в сверкающих разноцветных юбках в почти реалистичных серых декорациях вокзала уже не вызывает никаких вопросов.
Особое место в спектакле отведено свету (художник по свету Ласло Надь). Сине-розово-зеленая опереточная палитра, обычно граничащая с пошлостью, здесь режиссерски оправдана. Она используется исключительно в ариях и дуэтах — Береш, словно зонги, выделяет их из общего действия. Причем во время исполнения актеры непременно выходят к рампе, принимают картинную позу-штамп, и ни за руки, ни за ноги, ни за волосы их оттуда не утащишь — в прямом и переносном смысле, так как подобные попытки в спектакле действительно предпринимаются.
Экспериментирует с традициями и венгерский художник Эржебет Тури. Нет в спектакле ни марлевых кустиков, ни искусственных цветочков — а есть, например, парижский вокзал с рисованными паровозами на заднике и абсолютно натуральными облезлыми железными лавками зала ожидания. В доме известного хлыща Рауля (Александр Трофимов) двери декорированы эпизодами «Трех граций» Боттичелли (наглядное отражение его развращенности), а в доме богатой тетушки его друга Бобине (Антон Олейников) на фоне открывающегося из окна вида на переливающуюся разноцветными огнями Эйфелеву башню и драпировок красного бархата высится гигантская статуя «Давид с пращой». Она же в финале торжественно вкатывается в элегантные комнаты Рауля — как апофеоз абсурда.
Оркестр под управлением Дмитрия Воробьева аккуратно проаккомпанировал всему действу, но и только: ни мелодичных переливов, ни острых ритмов, столь характерных для Оффенбаха, в этот вечер замечено не было. Франция сверкала всеми красками порока, и оперетта, сделанная по всем законам жанра, возведенным Берешем в степень, вновь показала свою невинную наготу, возникшую из пены штампов.
Июнь 2009 г.
Комментарии (0)