Наверное, я ничего не поняла, может быть, надо еще раз посмотреть. Во всяком случае, все негативное в моем отзыве предлагаю отнести на мою непонятливость.
На сцене под титрами появляется Борис А. (Артур Ваха) с рюкзаком — бездомный, неустроенный человек, готовый к отъезду. В титрах цитата — дескать, трудно найти истину, увидеть, что под водой и за пышными декорациями. Появляются представители официоза, бедные тетки, отпугивающие Алиханова от его затеи, но в то же время понимающие, что мужчина в женском коллективе не помешает, — и сразу карикатура, гротеск. А ведь Довлатов за то, чтобы не разделять на положительных и отрицательных, он любит натуру. Ему эти тетки даже симпатичны.
Реплики Алиханова для них непонятны, недосягаемы, но они начинают его опекать, поучать, затыкают ему рот цитатами. Герой замолкает: видите сами, какие они, сами бесстыдно лезут ко мне. И дальше так же: под титрами о том, что не надо ждать ни ангелов, ни злодеев, пройдет череда простых советских людей с их инфантильными или пьяными высказываниями. Алиханов в основном помалкивает. Почти не слышно его острых, наблюдательных реплик. В общем, худо-бедно со сцены звучат тексты из произведений Довлатова, но сам он молчит. И, может быть, молчание его автобиографического героя уместно только в самом конце, при разговоре с майором Беляевым, и тогда, когда он после запоя сидит в полной прострации (гениально сыграно). Правда, тут внутренним голосом служит Пушкин, коря его. Оказывается, что не все потеряно. Как свет в конце тоннеля — жена и дочь уже в Америке. А Пушкин прямо говорит, что Рай — это место, где все встречаются, т. е. выходит, что Рай — это Америка, а там мужчины во фраках и женщины в вечерних платьях.
Получилось, что за него сделали выбор и прямо указали, куда ехать.
Довлатов отмечал: как бы человек ни переродился, обаяние остается при нем дольше всего. Актер Артур Ваха несомненно обаятельный (хотя с женой говорит с интонациями наших депутатов или Швыдкого), остальные же очень кричат, кривляются и просто скучны. И раз уж использовали титры, пусть они идут нон стоп. Пушкин тогда не понадобится.
Может быть, точку надо поставить на уходе героя в запой.
А в общем, спектакль, наверное, вполне в духе времени и в репертуарных традициях театра. А зритель (это я о себе) просто не туда попал.
Июль 2009 г.
Комментарии (0)