А. Арбузов. «Жестокие игры».
Молодежный театр на Фонтанке.
Художественный руководитель постановки Семен Спивак,
режиссер Денис Хуснияров, художник Елена Ракова
О том, что мы, сегодняшние молодые, — совершенно иное, незнакомое поколение, что у нас другие взгляды, другие интересы, я слышала давно. Это казалось несусветной чушью: почему другие? Мы так же влюбляемся, так же чего-то ищем, так же страдаем и бесконечно мечтаем. Конечно, ко всему этому прибавляются игрушки нового времени: чаты, сайты, виртуальный мир. Но ведь все это мишура, скрывающая те же эмоции и чувства. Однако что-то в нас не так…
Понять, что именно не так, мне помог спектакль Молодежного театра «Жестокие игры».
Этот спектакль вызывает так много мыслей по поводу молодости и самой жизни и так мало по поводу постановочных приемов. Словно это и не театральная постановка, а просто отрывок чьей-то жизни, прошедшей у нас на глазах. Как-то порой даже стыдно становится, что все мы здесь сегодня собрались, сидим и присутствуем при чьей-то молодости. Этот спектакль для зрителей разных поколений — словно зеркало, каждый в нем сможет увидеть себя.
Нас с молодыми 1970-х объединяет только молодость. Мы чаще думаем о себе, чем о других. Мы — более резкие и жестокие. Рассказывая о жестоких играх того времени, молодой режиссер иронизирует над самим собой и своим поколением, ведь мы-то уже не играем в жестокость, а являемся этой жестокостью. Герои на сцене так похожи на каждое молодое поколение, и только едва заметные полутона игры актеров дают понять, что в нас и как устроено. Становится понятно, что жестокость наша идет впереди нас, потому что только она защищает нас и нашу ранимость от окружающих.
Легко было увидеть эту надрывность и беспокойную надменность молодой души в главном герое, Кае, в исполнении Сергея Яценюка. В голове все время вертится мысль, что это представитель какого-то нового типа актеров — тех, кто задумчиво играет-живет на сцене, размышляя в это же время над жизнью, молодостью, играми. И тем самым и нас заставляет задуматься — над тем, что перед нами происходит здесь и сейчас, и над тем, что волнует каждого из нас.
Спектакль смотрится легко не только потому, что в нем представлены жизненные ситуации, в нем есть юмор, усмешка, в первую очередь над самим собой, взгляд на себя со стороны. В финале поражаешься тому, как совсем молодой артист Юрий Сташин смог сыграть пожилого отца, а совсем еще юноша Андрей Хитрин — взрослого врача. Неужели только легкий грим и соответствующий реквизит помогли им стать старше, мудрее, опытнее? Нет, скорее это немного повзрослевшие души дали молодым актерам возможность сыграть людей старшего поколения, правда, с акцентом на то, что молодость в этом спектакле — самое ранимое, самое сложное, самое важное.
Июнь 2009 г.
Комментарии (0)