
«Гогольfest» возник в 2007 году, его инициатор Владислав Троицкий, режиссер, продюсер, художественный руководитель Центра современного искусства «ДАХ» (Киев). Проект направлен на развитие современного европейского искусства в его разнообразии и синтезе. Троицкий сделал попытку совместить в едином интерактивном пространстве театр, музыку, современный танец и другие виды искусства. В этом году с проектом познакомился российский зритель: в Санкт-Петербурге в год юбилея Гоголя прошел вечер «Гогольfestа».
Каковы границы театра? И что вообще является театром сегодня? На примерах хеппенингов и перформансов в современном постмодернистском пространстве с новой стороны раскрывается шекспировское выражение, уже давно ставшее штампом: «весь мир театр, а люди в нем актеры». У театра сегодня нет границ, так как, при определенных обстоятельствах, им может стать любое событие. Что и подтвердил «Гогольfest» — глобальный многочасовой перформанс.
Событием стало выступление украинской музыкальной группы «Даха Браха». Музыка — это чистая эмоция, ее концентрат, это самое емкое искусство, поскольку в языке музыки нет общеизвестных закрепленных значений. Она апеллирует к эмоциональному и жизненному опыту человека, к воображению и фантазии, поэтому в каждой мелодии заложено столько же историй, сколько слушающих ее людей. Однако как только подключается визуальный ряд — пробуждается разум, выстраивающий границы и определяющий рамки: выбираем «историю » из множества нам уже известных вариантов, перестаем быть ее сотворцами (отчасти именно это происходит в традиционном театре живого актера). «Даха Браха» доказала, что современное искусство способно преодолеть границы, устанавливаемые разумом. Музыка, видеоряд и живой план — из этих же компонентов сегодня составлено множество театральных постановок, но каждый элемент повернут в творчестве украинской группы неожиданной гранью. Музыка — этника + хаус, соединение заразительных, почти первобытных ритмов барабанов, словно погружающих тебя в транс, и узнаваемых народных мелодий, исполняемых в особой манере народного пения — открытым звуком. Видеоряд — мелькающие картинки, проецируемые на саму сцену и обрамляющие ее стенды. Картинки эти на первый взгляд никак не связаны, порождены клиповым обрывочным сознанием современного человека и поэтому этим же сознанием легко усваиваются, выстраиваясь в единую историю почти на подсознательном уровне. Живой план — картины-истории, разыгрываемые актерами, своеобразные архетипы, представленные в своей многовариантности. Герои действуют на двухъярусной вертикальной установке, поделенной на восемь сообщающихся ячеек, и каждая — отдельный мирок, отдельная жизнь. Их связывает единая общечеловеческая история о потерях и приобретениях, жизни и смерти: мгновения счастья — это и счастье новобрачных, и вдохновение художника, и мелкие радости быта; рождение новой жизни; расставание — война или смерть; одиночество…
Музыка, видеоряд, живой план взаимосвязаны, наслаиваются друг на друга, этот театр не сводится к простейшей формуле: человек, играющий перед другим человеком третьего. Актер здесь и человек на сцене, и видеопроекции, и музыка, сплетающаяся с голосом в причудливом ритме, и синтезирующее воображение зрителя. Роль здесь — общечеловеческая история, столь же многозначная, сколь и бессмысленная, так как все действие построено по законам постмодерна — иронического жонглирования разрозненными сюжетами литературного, философского, исторического наследия. «Вечная история», разворачивающаяся перед зрителем в начале, постепенно сменяется цепочкой симулякров (знаков, по определению не имеющих содержания): вертикальную установку заполняют актеры в длинных черных балахонах и античных масках, выполненных в форме лица Гоголя. Они танцуют что-то греко-еврейское под звуки украинской народной песни и зажигательный ритм барабанов, а затем многозначительно выносят на сцену салатно-розовые (а некоторые и в цветочек) ажурные кресты разных размеров.
В целом все действо напоминает современный площадной театр постмодерна, в основе которого также лежит импровизация, вместо персонажей-масок действуют персонажи-архетипы, а знаменитые лацци комедии дель арте заменены стебом и иронией. К тому же к средствам выразительности добавились современная лазерная технология и другие достижения технического прогресса, что значительно расширило возможности воздействия на зрителя. Фестиваль «Гогольfest» — это настоящий продукт современного сознания, искусство созданное молодыми и для молодых.
Июнь 2009 г.
НЕ ПО… ЖИВОЙ ТЕАТР. В МОМЕНТ ТВОРЧЕСТВА ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ПОЗНАНИЕ ЧЕГО-ТО НОВОГО. ДРУГОЙ РЕАЛЬНОСТИ. КАК МИНИМУМ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВОМ, И ПОСТФАКТУМ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ЗАЧЕМ-ТО ПРИХОДИТ НА ЭТО СМОТРЕТЬ. ЕСЛИ ПОЗНАНИЯ НЕ ПРОИСХОДИТ — ЭТО МЕРТВЫЙ ТЕАТР.
МАКС ДИДЕНКО,
АКТЕР, РЕЖИССЕР
Комментарии (0)