Петербургский театральный журнал
16+

ФЕСТИВАЛИ

С ОСОБЫМ ВНИМАНИЕМ — К «ОСОБОМУ» ТЕАТРУ

Фестиваль «особых театров» «Доверие»

С 12 по 14 сентября в Театре-фестивале «Балтийский дом» проходил Первый международный фестиваль «особых театров» — театров, где занимаются люди с ограниченными возможностями. Этот фестиваль — первый этап проекта «Доверие» (организованного «Балтийским домом» совместно с НП «Культурная инициатива» при поддержке Комитета по культуре и Комитета по труду и социальной защите Санкт-Петербурга), целью которого является формирование гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями, воспитание чувства толерантности.

Это первый опыт проведения подобного фестиваля в нашем городе. В Москве фестиваль «Протеатр» проходит уже несколько лет, а всего в мире таких театральных форумов около двадцати пяти.

Свои спектакли представили Музыкально-пластический театр «Дебют» (Минск, Белоруссия), Интегрированная театральная студия «Паростки» (Киев, Украина), московский «Театр Простодушных» и петербургская театральная студия ГАООРДИ «ШедЭврика».

Спектакль-мюзикл «Снежная королева» (режиссер Евгений Волобоев, композитор Андрей Морсин) театра «Дебют» (создан в 2004 г. как подразделение Республиканского Дворца культуры им. Н. Ф. Шарко Общественного объединения «Белорусское общество глухих») рассчитан как на слышащих людей, так и на тех, у кого проблемы со слухом. На протяжении всего действия звучит фонограмма, актеры раскрывают под нее рот и одновременно изъясняются жестами, используют сурдоперевод. Иногда соединение языка жестов и звучащего текста производило эффект (например, когда актриса, игравшая Герду, шагала на месте под песню о пропавшем Кае), однако в целом сурдоперевод мешал юным актерам внутренне включиться в действие, отвлекал их, приближал их манеру исполнения к изобразительности, иллюстративности. Естественно, возник вопрос, почему же режиссеру так важен сурдоперевод. Театр ведь разнолик, существуют такие его виды, которым речь не нужна. На конференции Е. Волобоев объяснил, что он занимался с неслышащими ребятами правильным дыханием, и это, например, помогало разработать губы. Поэтому прием был важен как аспект педагогической работы. Вообще-то к режиссеру есть не один вопрос, касающийся спектакля как художественного целого. К режиссеру, но не к исполнителям. В них есть обаяние, открытость, они очень пластичны.

«Театр Простодушных» под руководством Игоря Неупокоева, созданный в 2000 г., показал спектакль «Приходите… Завтра!?» по мотивам главы из «Мертвых душ» о капитане Копейкине. У режиссера, работающего с людьми с синдромом Дауна, мог возникнуть соблазн сделать особый упор на пластических, музыкальных средствах театра, чтобы завуалировать специфичные данные артистов. Но И. Неупокоев от текста не отказался; если используются танец, игра на музыкальных инструментах, то они вплетены в ткань именно драматического спектакля. В интервью режиссер объяснил свой выбор литературного источника тем, что люди с синдромом Дауна показались ему похожими на гоголевских персонажей. И действительно, образный язык Гоголя кажется в данном случае совершенно уместным. История о капитане Копейкине, вернувшемся с войны и оказавшемся не нужным никому, попадает в болевые точки, вызывает ассоциации с сегодняшним днем. Хочется отметить вкус в оформлении спектакля, внятный режиссерский язык. На актерах исторические костюмы, но, когда главный герой прибывает в Петербург, на экран неожиданно проецируется видеозапись жизни современной Северной столицы: снующие люди, автомобили, узнаваемые вывески…

Показ спектаклей предваряла конференция «Арт-терапия: обмен опытом», в которой приняли участие руководители «особых» коллективов, педагоги, психологи, социальные работники; присутствовали также гости из Венгрии: руководитель будапештского театра «Baltazar Theatre» Елек Дора и фотохудожник этого театра София Мюллер. Из выступлений участников стало понятно, как помогает искусство театра каждому из коллективов. Театр — это и форма знакомства друг с другом зрителей и людей с ограниченными возможностями, это и помощь в усвоении образовательной программы, в овладении жизненными и профессиональными навыками (как в случае со студией «Паростки», где занимаются дети с особенностями интеллектуального развития), это и возможность овладеть различными профессиями. Конференция обозначила острую финансовую проблему «особых» театров, некоторые коллективы находятся в предельно сложных условиях.

Е. Дора в своем выступлении рассказала о венгерском театре, где работают люди с ограниченными возможностями. Он существует одиннадцать лет, труппа состоит из пятнадцати актеров, регулярно получающих зарплату. Актеры целиком посвящают свое время театральному делу, занимаются ежедневно по восемь часов. Е. Дора работает с целым штабом преподавателей: с художниками, педагогами по танцу, музыке, пению; дополнительная программа включает йогу, боевые искусства. Была представлена видеопанорама из фрагментов спектаклей. Актеры (по-видимому, люди с нарушениями в интеллектуальном развитии) демонстрируют пластическую развитость, умение существовать в рамках и музыкального, и драматического спектакля.

С. Мюллер представила фотовыставку. На фотографиях запечатлены актеры «Baltazar Theatre», их жизнь в театре, но особый акцент сделан на гармонии этих людей с окружающим миром, природой.

В рамках фестиваля состоялись различные мероприятия: были открыты выставки «Мы делаем красоту», «Краски тишины», проведены мастер-классы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.