Г. Бюхнер. «Войцек». Алтайский краевой театр
драмы им. В. М. Шукшина.
Режиссер
Владимир Золотарь, художник Олег Головко

Первой работой Владимира Золотаря на большой сцене в качестве главного режиссера Алтайского краевого театра драмы был серьезный фарс Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». Спектакль стал тогда большим событием для города: он получился непривычно театральным для нетеатрального, в общем-то, Барнаула. До этого город существовал вяло: от редкой интересной премьеры в драме к редкой интересной премьере в ТЮЗе. Великодушный «Рогоносец» открыл Барнаулу двери на фестивали, Золотарь стал автором многих зрелищных, сложных спектаклей. Каждый из них — отдельное событие, но, кажется, ничто не перебило впечатления от «дебюта» режиссера. «Великодушный рогоносец» — спектакль с трагической судьбой, он давно снят с репертуара, но полноправно существует в памяти и вступает в удивительные взаимоотношения с премьерой прошлого сезона, трагедией Георга Бюхнера «Войцек», одной из последних работ главрежа Алтайской драмы. Спектакль получил Гран-при фестиваля «Сибирский транзит» уже после того, как Золотарь уехал в Нижний Новгород.
Даже пьесы эти в чем-то схожи: в обеих одной из движущих сил является мужская ревность (Войцек убивает жену, разумеется, не из ревности, но об этом позже…). «Рифма» и три главных героя: муж, жена и второй мужчина, который становится в первом случае поводом, во втором — причиной раздора. Сравнение спектаклей напрашивается само собой. Если сделать поправку на разницу в мировоззрении и культуре героев, то параллель Мария — Стелла (обеих героинь играла Наталья Макарова) и Тамбурмажор — Петрюс (Эдуард Тимошенко) станет очевидна. Чем Мария — не доведенная ревнивым свихнувшимся мужем до отчаяния Стелла? А Тамбурмажор — чем не «ухудшенная» копия гордого моряка Петрюса?..
Толпа «Рогоносца» (а у Золотаря толпа всегда единый персонаж, с которым он работает мастерски, как с общим характером-телом) превратилась из бродячих музыкантов в военный оркестр, из трагикомической, фарсовой в отчаянно трагическую толпу «Войцека». Карнавал с белыми флагами и венецианскими масками обернулся балаганом с саксофонисткой в дурацком парике и смешных очках, с перевирающим слова «на иностранный манер» Хозяином, рассуждающим на философские темы.
А ведь хозяин балагана в каком-то смысле Хозяин всего происходящего. Он появляется на авансцене и напрямую обращается в зал. Его публика — зрители «Войцека», потому что мир, изображенный Золотарем, в какой-то степени балаган и есть: жутковатый, завораживающий, театральный, жестокий… В «Великодушном рогоносце» все тоже было довольно жестоко, но трагизм карнавалу придавала любовь, сумасшедшая любовь, сумасшествие на почве любви.
«Рогоносец» в свое время поразил в том числе и обилием довольно сложных акробатических трюков: бесконечные кувырки, прыжки, поддержки… В основе пластического решения «Войцека», похоже, лежит контактная импровизация, так что невозможно найти границу между работой балетмейстера (Ирина Ткаченко) и инициативой актеров в реальном времени. Это не отдельные номера или трюки, а почти способ существования.
Жанр спектакля «маленькая немецкая трагедия». Такое определение в соотнесении с масштабом трагедии выглядит, как минимум, ироничным, тем более что по природе «Войцек» спектакль эксцентричный, провоцирующий зрителя на мысли о своем месте в этой солдатской «системе». Эта провокация — сознательный шаг творцов спектакля, но у зрителей остается свобода выбора: искать себя среди персонажей или «ужасаться» отстраненно.
Ужасаться есть чему. Действие происходит в особом мире — в мире военных. Здесь даже священник — гарнизонный. Герои существуют в условиях постоянной нищеты, пьянства и разврата, бесконечных унижений и грязи. Монохромное решение пространства в спектакле нарушается дважды: первый раз по глазам ударяет красный подклад балахона странной старухи, которая появляется вдруг, завораживает детей страшной сказкой и исчезает таинственно (метафора смерти?). Второй раз — голубая материя водоворота, в котором, по воле постановщиков, исчезает Войцек в финале спектакля. Вопиюще голубая, спорящая с общей гаммой настолько, что остается предположить, что это цвет не воды, а, если хотите, цветовой символ девы Марии.
И действительно, разрешение всех проблем Войцек находит в смерти. Смерть, естественно, не искупает грехи, не отменяет их, не очищает души героев. Смерть здесь — единственный способ прекратить череду грехов.
Войцек (Александр Хряков) — герой послушный, кроткий, но подчиняющийся не Богу, а системе. Он, соответственно, не праведник, а исполнительный солдат, поэтому его выбор понятен. Все логично и просто: если бога нет, убить Марию и себя — отличный способ покончить со «злом». Мария не успевает оказать сопротивления Войцеку. В памяти всплывает Стелла, подающая любимому ружье и предлагающая свою жизнь в качестве жертвы как альтернативу той жертве, которой от нее требует Брюно. Она (светлое, духовное существо) предпочитает умереть безгрешной, но не жить в грехе. Мария тоже хотела бы быть такой, но условия жизни не позволяют. Человеческое общество возвело в культ потребности и желания человека, результат — женщина, готовая переступить черту ради того, чтобы порадовать себя золотыми серьгами.
Ушедшие так далеко от морали, люди будто договорились между собой о новых правилах жизни. Блуд и пьянство, например, — не порок, а свободный выбор человека. А вот ребенок, рожденный без благословения церкви, — это грех настоящий, полноценный, потому что так сказал священник.
Бога здесь нет. Может быть, поэтому в пространстве почти нет вертикалей, их отсутствие — отсутствие связи с Богом, которой люди сами лишают себя. Основные элементы сценографии — гора солдатских шинелей, «кишащая» под ногами героев, и огромное балаганное колесо. Оно спускается сверху и медленно крутится, демонстрируя ангелов вперемежку с животными и какими-то неведомыми существами разного рода… Колесо — деталь балагана, модель Земли, которая, по мнению Капитана, напрасно тратит время, крутясь вокруг своей оси. В «Великодушном рогоносце» тоже было колесо — мельничное, в человеческий рост, в котором, как белка, бегал Брюно. В такт происходящему в его голове он каждым шагом увеличивал скорость вращения, загоняя себя… В «Войцеке» колесо другого масштаба, здесь от отдельного человека уже ничего не зависит.
Времена, наверное, все-таки «всегда одинаковые». Золотарь предлагал «Войцека» к постановке еще шесть лет назад, на художественном совете, который закончился решением ставить Кроммелинка.
Что изменилось за шесть лет? Окружающий мир? Восприятие жизни? Я говорю лишь о совпадениях, которые в театре все равно случайными быть не могут. Замкнутый круг.
Ноябрь 2008 г.
Комментарии (0)