Ф. Саган «Замок в Швеции». Театр «Балтийский дом».
Режиссёр Вячеслав Гвоздков
Вы любите театр?
Нет, не тот театр, который кафедра, который проповедует и учит, и в который вы ходили культпоходом. И не тот театр, который бередит душу и вызывает слёзы и меланхолию. Есть ведь еще третий театр. Театр для глаз, театр игры ума, театр про что-то из красивой жизни, ну — в общем, вы любите такой театр?
Рацер и Константинов здесь решительно не причем, я не про их пьесы говорю. Я говорю про Франсуазу Саган, которая написала в своё время про Швецию, а все это поставили в Балтийском доме, переводя с французского, и получился чудный спектакль «Замок в Швеции». Просто и непонятно.
Если вы любите читать детективы — извилины вашего мозга от напряжения заплетутся в косичку. Потому, что на протяжении двух действий вы будете сосредоточенно вычислять: если Гуго (муж) убил Офелию (первую жену), а потом убил Гунтера (слугу), то третьим — поскольку Бог любит троицу — будет Фредерик (просто дальний родственник), но если Себастьян (шурин по второй жене) увезет Элеонору (эту самую вторую жену), то Фредерика незачем будет убивать, и тогда Гуго для разнообразия убьет Себастьяна, а может быть Фредерик лучше увезет Офелию, которая на самом деле жива…
Если вы, наоборот, предпочитаете дамские романы, вы тоже получите удовольствие Потому что вас будет живо занимать вопрос: если Элеонора живёт с Фредериком, а раньше жила с Себастьяном, а Гуго заглядывает к Офелии, навещая по пути собственную сестру Агату, а Агата, в свою очередь, явно неравнодушна к Фредерику, как и Себастьян к Офелии, — так вот, живёт ли Агата с Гунтером и кто живет с бабушкой, и если никто, то зачем она тут на сцене вообще находится?…
А если вы, — как я, например, — любите просто красивые спектакли, вне зависимости от того, захватывающее у них содержание или нет, — вам прямая дорога в «Балтийский дом»! Потому что художник Александр Славин выстроил на сцене такое!.. Такое..
Из-за причуд Агаты семья вынуждена жить безвылазно в фамильном замке и носить кафтаны и пудреные парики времен прадедушек. Вы уже представили себе, что можно из этого извлечь художнику? Винтовая лестница с резными перилами, тяжёлые портьеры, стулья с высокими спинками, длинный дубовый стол, стеклянные двери балкона и венец всего — огромная стеклянная стена, за которой одинокое дерево, и на него тихо падает снег.
Снег, между прочим, — это самое сильное средство воздействия на зрителя. Как только с колосников сыпется снег, в зале раздаются радостные аплодисменты.
Но так думают, в основном, снобы и зануды. Мне, например, очень нравится, когда красивые люди в красивых костюмах красиво двигаются по сцене и не морочат голову аллюзиями и ассоциациями.
Вглубь спектакля идти, честно говоря, не очень хочется. Можно поговорить и о проблеме насилия над природой, и об извращённом сознании человека конца XX века, и о губительности цивилизации, увидеть в «Замке в Швеции» наследника Вольтера и Руссо… Только зачем нам это? Ведь тогда придётся говорить и том, что А. Самохина (Элеонора) и Л. Михайловский (Себастьян) — однообразны, что Л. Логовик (Офелия) не чувствует жанра пьесы, в которой играет, и сбивается на слезливую мелодраму, что Фредерик — это не только «жён премьер», и В. Соловьеву было бы неплохо это заметить. И так далее. Но если я все это скажу, будет непонятно, отчего мне нравится этот спектакль.
Может быть, он нравится мне потому, что не оскорбляет ни слух, ни взгляд откровенной безвкусицей, не утомляет обилием текста или действия, не намекает на тяжелую обстановку в нашей стране и не бьет агрессивно по нервам.
Сделайте нам красиво?…
Да, пожалуй. Красиво, эффектно, затейливо. «Замок в Швеции» — это просто очень славный спектакль.
Не больше. И, между прочим, не меньше.
Комментарии (0)