Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ПОЮЩИЕ АКТЁРЫ

И. Стравинский «Соловей» (концертное исполнение). Мариинский театр.
Дирижёр Джерард Шварц

Казалось бы, совсем недавно в Мариинском прошла премьера «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», буквально на носу была постановка «Свадьбы Фигаро», но за это время в театре успели осуществить ещё один уникальный проект. 14 марта в рамках фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» под управлением американского дирижёра Джерарда Шварца в концертном исполнении прозвучала опера Стравинского «Соловей».

Эскизы «Соловья» появились, когда Стравинский ещё находился в радиусе влияния Римского-Корсакова. Мэтр эскизы одобрил, но вскоре работа над оперой по ряду причин была прервана. Лишь несколько лет спустя Стравинский — уже искушённый автор нашумевших балетов — вернулся к этому замыслу.

«Соловей» был впервые поставлен в парижской Гранд Опера в 1914 году, а через четыре года появился на сцене Мариинского театра — первый и последний раз в Санкт-Петербурге. Постановка, инициаторами которой выступили Головин и Мейерхольд, была необычной: режиссёр разделил актёров на поющих и играющих. Именно в «Соловье» этот приём воспринимался органично настолько опера оказалась близка эстетике условного театра.

Неожиданно частичным аналогом трактовки Мейерхольда стало концертное исполнение, осуществлённое в Мариинском театре. Участвовали только поющие актёры, но, казалось, вот сейчас появятся и играющие — настолько сценичны и сюжет, и музыка.

Ставить «Соловья» будет нелегко. Нелегко заново воссоздать атмосферу эпохи «Мира искусства» в сценическом воплощении и оформлении спектакля. Нелегко соединить простодушные сказки Андерсена с искушенностью искусства «серебряного века». Нелегко передать аромат диковинной стилизованной китайщины. И, конечно, миниатюрная опера потребует, тщательной проработки деталей, а в этом отношении не всё ещё сделано даже с точки зрения музыки.

Хор пел так, будто только что познакомился с партиями, много неточностей было в дуэте японских послов и т. п. Оркестр, в целом, освоился с партитурой, но в «Соловье» неповторимые тембровые сочетания требуют подлинно ювелирной отделки. Впрочем, «поющие актёры» заставили забыть обо всем. Хороша была Кухарочка — Татьяна Новикова, партию Рыбака пел многоопытный Константин Плужников, без чьего участия в последнее время не обходится ни одна премьера, а в виртуознейшей партии Соловья блистала Ольга Кондина.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.