Впервые прошел «БТК-фест», Петербургский международный фестиваль театров кукол. Это было прекрасно! Большой театр кукол превратился на неделю в абсолютно европейское, свободное, шумное, демократичное и креативное пространство, наполненное молодежью. Поздними вечерами выступали группы, в фойе торговали рукотворными товарами мастеровые (кукольная отрасль отличается умелыми руками), утренние зрители-дети сменялись вечерними — взрослыми…
Фестиваль собирали театроведы Наталья Зайцева, Татьяна Кузовчикова и арт-директор Анна Иванова- Брашинская. Именно ей и задала несколько вступительных вопросов Марина Дмитревская.
— Аня, как формировалась программа? Исходя из чего? Какая была цель?
— Из желания поделиться собственными представлениями о том, что сегодня интересного происходит в Европе — спорного и вдохновляющего.
— Что именно спорного и вдохновляющего в европейском театре?
— Европейский театр кукол отличается от других по методу создания спектаклей, функционированию театрального продукта и эстетике (что более очевидно для зрителей, чем остальное).
Почти во всех показанных работах актеры были режиссерами собственных спектаклей (Полина Борисова, Аньес Лимбо, Марк Даун, Вилле Вало, Светлана Бень), в некоторых актеры выступали инициаторами проекта, приглашая режиссера уже на финальных стадиях процесса, чтобы собрать и отшлифовать материал (Яэль Расули, «Фражиль»). В Европе вообще актер является если и не единственным, то главным автором спектакля — это придает постановкам известную хрупкость, но и неизбежную исповедальность. По-моему, это очень ценное, очень ощутимое качество и очень неожиданное для русского театра, в котором актер — все-таки скорее исполнитель, чем автор.
Это определяет и специфику процесса, естественно. Спектакли делаются годами и играются потом тоже годами по всему миру.
— По какому принципу шел отбор? Был ли акцент на кукольность?
— Если бы мы хотели привезти спектакли с куклами — мы бы их привезли. Для меня понятие кукольности шире и больше фигуративной куклы. В мире уже давно никто не озабочен терминологией и жанровыми границами. Кукольники делают театр — кукла так или иначе у них присутствует, если не на сцене, то в понятийном аппарате, в интерпретации. Мы собрали спектакли, которые объездили весь мир, но по разным причинам не доезжали до России, — программа составлена из названий и имен, оказавшихся в России и, значит, в Петербурге впервые — как и их создатели.
К экстравагантности мы не стремились — наоборот, хотели показать то, что в Европе уже сложившееся направление, — и театр объектов, и театр актеров- авторов-солистов.
— Хотели показать то, чего Питер не видел в принципе, или дать принципиально концептуальный срез определенного типа театра?
— Мы привезли спектакли, которые сделаны методом devising theatre — когда в основе спектакля нет не только текста, но, возможно, и истории, когда театр работает с темой, а не с сюжетом или с драматургией. У нас не было задачи образовать русских профессионалов или зрителей. Было очень искреннее желание поделиться «другим» театром.
— Чего не удалось показать, а хотелось бы?
— Финальная афиша фестиваля полностью совпадает с первоначальными набросками программы. Мы мечтали о «Рояль де Люкс», но даже не связывались с ними — первый фестиваль хотелось размяться на менее масштабных коллективах и куклах.
Сентябрь 2014 г.
Комментарии (0)