
Я вижу определенную иронию судьбы в том, что я сейчас должен говорить что-то о Шекспире, хотя критика обычно характеризует меня как человека, который портит Шекспира. И тем не менее я хотел бы рассказать о своей большой любви к нему, которая абсолютно искренняя и давняя.
Двадцать лет назад началась моя достаточно успешная режиссерская карьера, однако довольно скоро я понял, что нахожусь в смысловом, сущностном кризисе. Всякий режиссер оказывается перед дилеммой, потому что, с одной стороны, мы должны стремиться к успеху, чтобы получать деньги, финансирование для наших постановок, «кормить» актеров, но в то же время бесконечные успехи в результате приводят к опустошению, ты начинаешь чувствовать, что внутри становится пусто. Всякий кризис приблизительно выглядит так: ты сидишь на стуле, смотришь на кончики своих ботинок и думаешь, что делать дальше. Я ушел в творческий отпуск на год, ничего не делал, ничего не ставил, только думал, что буду делать дальше и должен ли я вообще заниматься этой работой. Мой врач, к которому я обратился, сказал, что, во-первых, я должен больше и лучше есть, а во-вторых, посоветовал заняться йогой. Именно в это время я начал читать Шекспира.
Конечно, в Шекспире можно обнаружить множество уровней, но для меня корневой уровень — это обращенность в ничто и в никуда. Все герои трагедий сходят с ума, но перед тем, как это случится, или перед смертью они задают себе вопрос: «А для чего все это было?»
В Шекспире для меня открылась одна важная вещь: я понял, что все его трагедии построены на определенном ритуале, который сводится к осознанию того, что мы — временное, мы — преходящее и весь мир преходящий.
Шекспировские тексты всегда звучат как молитва, как мантра. Мы можем повторять их бесконечно, но не они главное, главное — осознание того, что мы смертны. Мы не знаем, что будет дальше. Мы не знаем, что задумала жизнь. Это наше общее незнание движет нами, когда мы идем по прочерченному ритуалу, понимая, что в конечном счете мы все умрем. В этом вечный смысл трагедий Шекспира — именно за это я его люблю.
Люк ПЕРСЕВАЛЬ
Комментарии (0)