Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ

НОМЕР КАК «ВСЁЧЕСТВО»

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ

Пока совершенно неясно, в каких формах сохранится «ПТЖ» в 2017-м. Ну, всем в стране, в общем, неясно, что будет, — и нам неясно: театральная критика — не самый ходовой товар в этом мире. Плюс накопительная усталость за 24 года, плюс весьма туманные прогнозы насчет хоть какого-то финансирования… Конечно, мы делаем все, чтобы не потерять саму организацию, подвал и сайт, ищем формы своего нового бытования.

Многие читатели и коллеги советуют нам остаться только в сети, путают журнал и блог, не понимая, что в сети и на бумаге печатаются совершенно разные тексты. Но часто спектакли, отрецензированные в блоге одними авторами, потом возникают на бумаге и в исполнении других авторов, особенно если номер (как этот) почти полностью посвящен театральному процессу. И очевидно, что мы сами, «сотней губерний ворочая», сейчас, в конце 2016-го, несколько подзапутались в собственной многоформатности. Наглядный пример: в этой книжке журнала, «взявшей» наиболее событийные спектакли нескольких месяцев, отсутствует «Травиата» Уилсона—Курентзиса. А в блоге было аж два текста о ней. Так вышло, так расположились авторские энергии…

И все же, листая сейчас номер, я отчетливо понимаю разницу блога и журнала. Блог «ПТЖ» — ежедневная общероссийская театральная газета. Быстро, кратко, информационно.

Но журнал дает абсолютно другой ракурс. Спектакли, поставленные в ряд на этих страницах, неожиданно сообщают нам о том, что у разных режиссеров в разных городах вдруг возник интерес к «малоформатному» Толстому, Толстому повестей.

Что композитор А. Маноцков написал сразу две оперы по Островскому (и в этом смысле «Гроза» в БДТ — не вполне новость, аналогичный подход дан в опере «Снегурочка» в «Старом доме»). Отчетлива тенденция театра в целом: классический текст воспринимается как структура не вербальная, а ритмическая, «оперность» прочитывается, если верить нашим авторам, во многих постановках. Так же как тотально нынче влияние на российский театр Боба Уилсона.

Все же идет волнами (сегодня играем сплошь под Альбинони, завтра под Пьяццоллу, послезавтра под «The Tiger Lillies» или «Любовное настроение», сегодня отчуждаем текст, завтра присваиваем…). И именно эти волны можно почувствовать, читая журнал подряд. И этого никогда не даст блог.

В журнале (а «ПТЖ» родился журналом, не газетой) мы всегда создавали проблемные блоки, собирая «социальный», «религиозный», «военный», «литературный» номера, вылепливая картину театра с разных сторон. Но, разделяя форматы, не хотелось бы превращать номера журнала только в проблемные альманахи.

Отчасти именно с этой проблематикой (всяческой неясностью нашего будущего в 2017 году) связано и содержание того номера, что вы держите в руках. Я условно назвала его «Всёчество»: было в начале ХХ века среди всяких прочих «измов» такое направление — художники-«всёки» Ларионов, Зданевич, Ледантю признавали годными для искусства все стили, когда-либо существовавшие. Вот и этот номер собирает всякое-многое разных направлений и языков, ни один из них не считая абсолютным или, наоборот, непригодным. Тем более все бывало. Вот недавно, например, Е. Тропп, готовясь к докладу и читая статьи наших же авторов 1980‑х годов, обнаружила образцы студийных спектаклей-бродилок и вообще массу «постдраматической» и подзабытой нами самими продукции…

«Всёческим» номер вышел отчасти намеренно (в предыдущем, молодежном, рецензий не было совсем), отчасти стихийно.

В общем, мы в раздумьях — как, на что и зачем работать дальше.

Полишинель под дулом пистолета, изображенный на нашей обложке прекрасным Борисом Петрушанским, коротко характеризует ситуацию с ближайшей будущностью журнала.

Обложка торжественно и аллегорически портретирует редакцию «ПТЖ» как того самого Петрушку-Полишинеля. Неизвестно, пристрелят ли (и кто — свои или чужие), а также сумеет ли старый Петрушка научить представлениям другого, поменьше. Родится ли новый «петрушечный» формат.

Между тем «ПТЖ» исполнилось 24 года.

Декабрь 2016 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.