
«Я был одной семидесятой его команды золотой», — написал когда-то Рецептер о Товстоногове. Михаил Окунев — не просто часть золотой команды Омской драмы, не просто апологет командной игры и самоотверженного партнерства, но уже много лет несущая конструкция того художественного здания, за которое мы регулярно поднимаем Семнадцатый тост, даже если встретились не в Омске.
И это, конечно, повод написать о нем.
Тем более — на страницах «ПТЖ», где это имя звучит исключительно часто. «Окунев не поймет. Окунев не обязан знать…». Таким образом, Окунева (о чем Окунев сам не подозревает) знает каждый начинающий автор, не бывавший в Омске, каждый пионер, только-только завязавший галстук театрального критика. По чистой случайности уже очень давно, объясняя кому-то адрес текста, я произнесла: «Представьте, что вы пишете для Окунева». Так и повелось: «Окуневу будет скучно. Окунев бросит это на первом абзаце». Почему «сказался» именно Окунев? Ну, во-первых, он — известная театральная личность, и когда в какой-то межрегиональной театральной компании говорят «Миша» — имеют в виду только его, тем более что другой Окунев, Леонид, есть в Тюмени (при этом «Моисей» и «дядя Женя» тоже одни на всю Россию, а кто не знает, что это Василиади и Смирнов, — тот человек не до конца театральный или юный). Окунев к тому же — актер, постоянно читающий, всегда в курсе всего раньше критиков, особенно по части пьес, но в то же время не театровед с академической заумью. Вот на такого читателя, на такого адресата и рассчитан «ПТЖ». Как бы.
Но все это — точно не повод писать о нем.
Повод нынче совершенно другой. Окунев сыграл Хлудова в спектакле «Бег» (режиссер Георгий Цхвирава). И я наконец увидела ту роль, которой так долго ждала от этого артиста. Чтобы написать.
…Лет десять назад, когда с завидной регулярностью два раза в год я приезжала в Омскую драму и знала почти наизусть весь ее репертуар, мне очень хотелось написать большой портрет Михаила Окунева: была в нем и его ролях интересная кривая. Представьте обрыв. Или бездну. Бездна — это высокопарно, но «у бездны на краю» никуда не выкинешь, и нам как раз важен тут край. К этому краю время от времени приближается человек. Постоит — отойдет. Ему предназначено заглянуть туда, куда заглядывать страшно, и он предпочитает существовать на прочной местности — и отходит, не решаясь заглянуть, хотя снова и снова приближается к краю.
Это была кривая, по которой — от роли к роли — ходил Окунев, и я отчетливо помню ночь после «Женщины в песках» (вскоре он получил за эту главную роль «Золотую маску»): мы просидели до утра в прокуренной литчасти, обсуждая как раз это — можно ли жить в яме. Это была та самая роль, в которой, как мне казалось, надо бесстрашно прыгнуть в пропасть и в ужасе понять — в яме жить нельзя, а Миша уверял, что можно, что с ямой надо смириться и тогда она уже не будет ямой. Смиряться нельзя — уверяла я. Можно и должно — говорил Миша. И, между прочим, мы оба были правы.
Хотелось дождаться момента, когда он заглянет туда, куда отваживались глядеть великие. Например, Олег Борисов, с которым многое, казалось мне тогда, роднило Мишу Окунева. Он, вроде бы явный по молодости лет лирико-драматический герой (для драматического, впрочем, слишком лирический, а для лирического — неврастеничный), тоже умеет быть на сцене недобрым, в нем тоже нет столь непереносимого актерского кокетства, желания понравиться залу — и именно этим он залу нравится. Жесткий, желчный, экспрессивный рисунок его ролей выполнен углем, внутренний каркас держит каждую роль, милые частности и подробности не так важны.
Он был в спектаклях Владимира Петрова молчаливым романтическим Челио, истово, до смерти, любившим Марианну (спектакль «Часовня»), и Мужчиной в «Женщине в песках» (песок и загадочная японка гасили нервные, импульсивные попытки выбраться из ямы). Он вообще переиграл за жизнь неимоверное количество всего — у разных режиссеров и в разной драматургии. Любой режиссер мечтает поставить что-то в Омской драме, и если повезет — с Окуневым. А. Эфрос говорил, что все актеры — женщины, а режиссер — мужчина и от их «брака» возникает ребенок — роль. Мне кажется, Михаил Окунев — мужчина, он долго и пристально вглядывается в режиссера, которого ему сватают, а уж потом вступает с ним в любовные или матримониальные отношения.
Но даже в «Король умирает» (ставил Вячеслав Кокорин, его Окунев во многом считает своим учителем), в роли, где, казалось бы, уж точно предписано «заглянуть в колодец», актер оставался внутри точной и суперпрофессиональной формы, и все рассуждения о смерти становились абстракцией, маской, холодные мурашки страха завтрашнего небытия не выползали из сценического муравейника: там жизни не было, там был театр.
Награжденный странным обаянием — то ли положительным, то ли отрицательным, — Окунев больше всего нравился мне раньше в ролях характерных. Он был блистательный Шприх в «Маскараде» (режиссер Марина Глуховская), эксцентрично «прокатывал» роль на одном коньке (все там были на коньках.) — смешно, язвительно (именно Шприх вспоминался недавно на спектакле «Смерть не велосипед, чтобы ее у тебя украли» Анджея Бубеня, где Окунев виртуозно держит пластическую форму образа пропойцы Ропаца).
Актер лирико-драматический, он в то же время отличный «формалист» и давно примерил «фигурное катание» театра острой формы, всегда умея вовремя остановить конек для психологической паузы. Молча подолгу смотрел на театрализованную компанию кривляющихся «дачников» его инженер Суслов («Дачники» Евгения Марчелли идут в театре второе десятилетие — так крепко сбит оказался этот спектакль). Раздраженный, ненавидящий эту жизнь всеобщего чумного безумства, Суслов-Окунев, казалось бы, имел трезвый взгляд (все-таки инженер). Но он был человек испепеляюще злой, и это вызывало большее отторжение, чем психопатизм вожделеющих и придуривающихся несчастных «дачниц». Юлия готова была пристрелить его из пистолета, он — задушить ее жилистыми руками. Тут до «бездны» оставался один шаг, на краю останавливала актера «яркая театральность» марчеллиевского почерка: тут все была игра, и в бездне плескался клюквенный сок. Как, впрочем, и в «Вишневом саде», где Лопахин-Окунев оказывался интеллигентом, изысканным умницей — не менее, чем хозяева поместья. Его монолог шел в полной пустоте, вот, казалось бы, драматическая «бездна» — но на сей раз она была будто нарисована на экране компьютерным карандашом режиссера-концептуалиста, кинешься — ушибешься о дисплей.
Написать о Михаиле Окуневе мне тогда не удалось, вопрос с бездной остался открытым, как и сама бездна, а дальше… дальше десять лет я не бывала в Омской драме, видела какие-то роли Окунева на театрально-фестивальных полустанках, видела, каким он стал блестящим мастером, но так и не знала, подходит ли бесстрашно к краю, заглядывает ли туда, куда дано не каждому.
В «Беге» — заглянул.
Его темнолицый Хлудов — не убийца и не маньяк. Он похож на головешку, он обуглен бесконечной войной, защитой горящего Отечества, за ним читаются окопы Первой мировой, вот и теперь он «в окопе» — на последнем рубеже сдерживает бег крыс вроде Корзухина. Знаменитые хлудовские фонари обвешаны, как видно, именно теми, кто вагонами вывозит «пушнину», как Парамон Ильич, тыловыми крысами, бегущими с тонущего корабля под названием Россия — на спасительные пароходы, везущие в Константинополь. Единственный безвинный, кто невольно попадает под хлудовскую раздачу, ввязавшись в диалог, — вестовой Крапилин. И только он (потому что безвинный) будет преследовать и мытарить старого генерала до конца его дней. Остальные — нет, почему-то не преследуют.
Всю первую сцену Хлудов-Окунев в длинной шинели сидит, то ли развалясь, то ли скрючившись от лютого холода, на высоком вокзальном табурете. Не шевелясь, почти не поворачивая головы. Лицо — будто без глаз (это у Окунева-то, огромные темные глаза которого «делали» каждую роль). Он весь — как последний неподвижный камень, о который должен запнуться в своем беге каждый. И или разбиться, или уцелеть, как Голубков, которого убийца Хлудов, по сути, спасает и которому верно служит до конца.
За этим темнолицым, с поджатыми напряженными губами Хлудовым читается вся биография белого движения. Он — человек системы, человек присяги. Верный присяге, он сдерживает бег на последнем рубеже и так же по-солдатски будет сторожить порученную ему в Константинополе Серафиму, пока Чарнота с Голубковым пропутешествуют в Париж, обыграют в карты Корзухина, встретят Люську, вернутся с деньгами. А пока с ненавистью («Не скрою — ненавижу», — мрачно ерничает он) Хлудов-Окунев глядит и на главнокомандующего, и на де Бризара, и на Начальника станции. Голос уверенно отдающего команды Хлудова-Окунева срывается на визгливые верха, выдавая нарастающую истерику (вот и отправляет под расчет вестового Крапилина). Он не ненавидит — презирает, брезгует. У бездны на краю он видит бездну в людях, пробегающих мимо него, и от этого можно сойти с ума.
Но этот Хлудов не сходит. И безумцем не становится. Во втором, константинопольском, акте своей жизни он появляется как раз очень нормальным, но… стариком. С палкой, в папахе на лоб. Поводырь Голубкова или слепец при нем. Этот Хлудов — или слабоумный, или мудрец, и ему нечего делать в новой эмигрантской жизни. Он из тех, кто скорее застрелится, но не пойдет в таксисты (пойдет Чарнота). Служба его закончилась, и, отстояв последнюю вахту «по Серафиме», он может позволить себе отставку. Полную. В полном уме и полной памяти, отягощенной только вестовым Крапилиным.
Когда, сидя в зале, чувствую мурашки — знаю: актер заглянул куда-то.
И как преследует Хлудова Крапилин, так неотступно второй месяц мерещится мне этот холодный, заледеневший и одновременно обгорелый Хлудов, которого загнал бог весть куда наш бесконечный российский бег.
P. S. Я редактирую этот текст в аэропорту Домодедово. Объявляют то посадку на Омск, то рейс на Иркутск. Если полететь в Иркутск — там театральное училище, где учился Окунев, если в Омск — как раз успеть к концу спектакля и можно попить чаю в когда-то «красном» буфете, остающемся «чревом» Омской драмы. И там ответить сразу на тучу вопросов («Как там Гриша, как там Толя, как там»… и далее по списку), и услышать: «Как, ты не читала? А мы хотим ставить». Я легко представляю себе все это. Но пока что лечу в другую сторону и жду другого рейса.
Октябрь 2013 г.
Хотя не все работы видела, но влюблена в М.Окунева со спектакля Кокорина "Гарольд и Мод". В конце статьи почему-то мурашки побежали по коже. Видимо, автор заглянул в какую-то точную бездну внутри него.
Но никогда не считала его актёром с отрицательным обаянием. Теперь интересно подумать, почитать об этом вообще и в частности. Спасибо!