Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
Когда-то я участвовала в тренинге, который проводил Борис Павлович.
Участники садились в круг. На листе ватмана нужно было нарисовать силуэт человека справа от себя. Потом каждый передавал рисунок соседу справа и в течение получаса заполнял свой силуэт рисунками-иконками, по одному на каждый год прожитой жизни. Рисунок должен был обозначать какое-то важное событие — внешнее (политические перевороты, природные катаклизмы….) и внутреннее (факты личной жизни). По мере готовности надо было отобрать два (внешнее и внутреннее) и обнаружить их содержательную эмоциональную взаимосвязь, соединить, представив в виде монолога.
Зачем это было нужно? Не только для того, чтобы актерам научиться говорить «от себя», а не от лица героя, о действительно бывшем. А чтобы проявилась способность к эм патии, заинтересованно-сочувственное отношение к тому, что тебя впрямую не касается: от митинга на Болотной или цунами в Индонезии до развода президента или отрезанной груди Анджелины Джоли.
Никто не заметил, когда именно это произошло, но в какой-то момент не касающиеся нас непосредственно события (или только мнимо не касающиеся) стали факторами нашей внутренней духовной жизни. Разумеется, той незначительной части сообщества, которая существует в информационном пространстве. И даже те, кто выстраивает себе «башню из слоновой кости», утверждает, что живет только творчеством, или только семьей, или только работой, — так или иначе подчеркивают игнор по отношению к неудобным для себя, беспокойным социально-политическим реалиям. А значит, тоже вступают с ними в некие отношения.
Когда государство стремится проникнуть в самые интимные сферы вашей жизни и контролировать их, перестает ощущаться дистанция между «общественным» и «личным». Еще несколько лет назад было трудно себе представить, что близкие люди будут рвать отношения из-за несовпадения позиций относительно Навального, «русских маршей», европейского суда по правам человека. По сути дела, мы оказались в ситуации маленькой гражданской войны, не такой уж локальной и бескровной.
Знаковой для нашего времени пьесой стали «Кеды», прочитанные на позапрошлой «Любимовке». Безучастность героя, в общем плывущего по течению мнимо бессобытийной пьесы, заканчивалась неким самоубийственным актом стихийной протестности, прекрасным в силу своей немотивированности, отсутствия какой бы то ни было гражданской позиции.
На последнюю «Любимовку» хлынул поток пьес, оперирующих социальными реалиями. Графоманских, производственно-обличительных (против чиновников, бюрократов, коррумпированного начальства). Не только из России, но и из «братских» Украины и Беларуси. Пьес, в которых невозможна «ноль-позиция», потому что политическая пьеса — это всегда высказывание «от противного».
Ближе всего к ноль-позиции оказалось трио белорусских драматургов (Сергей Анцелевич, Виктор Красовский, Дмитрий Богославский), написавших и скомпоновавших свою пьесу «Patris» таким образом, что перед нами некий калейдоскоп мнений о том, с чего начинается родина и почему «я (не) уеду из Беларуси». Композиционно организующим фактором становится та сквозная сюжетная линия, в которой двое ребят, журналистка Настя (уехавшая) и оператор Костик (оставшийся), делают документальный фильм о чувстве патриотизма, опрашивая горожан, встречая и провожая поезда с белорусами и иностранцами, приходящие из Европы и увозящие в нее. Фрагменты этих интервью (реальных и вымышленных) вошли в пьесу.
При этом финал подчеркивает невозможность нейтральной фиксации этих мнений. После того, как у Насти и Костика крадут камеру и в ментовке выясняется, что Настя — гражданка Германии, для нее становится невозможной не только съемка фильма, но и пребывание в режимном государстве.
Сошедший 04 (с акцентом). Я много раз быть в Беларусь.
Настя И как вам Беларусь?
Сошедший 04 (с акцентом). Оу. Это хорошо. Страна гуд. Чисто. Везде чисто. Россия тоже гуд, но грязно. А Беларусь чисто. Белая Руссия. Очень белая… очень чистая. Как Европа, лучше Европа.
Настя А вы патриот своей страны? Откуда вы?
Сошедший 04 (с акцентом). Берн. Красивый город. Но Беларусь… да. Минск очень красивый город. Чисто. Очень чисто везде.
Другой документальный проект, возникший в ходе подготовки к «Любимовке», — «Штаб» («Никодимов») Александра Архипова. Напомню, что последний день фестиваля совпал с днем выборов мэра Москвы. До того как фестиваль начался, Александр Архипов в течение месяца ходил в штаб Алексея Навального, наблюдал за его сторонниками, участвовал в предвыборных тренингах и раздавал у метро листовки.
В итоге возник отнюдь не документальный, а, наоборот, жестко оценочный ироничный текст.
Конструкция пьесы — сорокинская. Скучающая компания «белых воротничков», которая (текст от автора) ходит на митинги как на работу, в «выходной» затевает настольную игру в Парке Горького. Бросают кубик и «ходят» политическими лидерами. Когда надоедает играть за Путина и Навального, возникает новая фигура — некто Никодимов. Перед нами вехи биографии маленького человека: семья, школа, армия; застой, перестройка, ваучеризация. Жизнь Никодимова складывается помимо воли и участия в ней самого Никодимова в рамках репрессивно-подавляющих институций до тех пор, пока герой, погнавшись за хомячком с розовыми глазками, не попадает в закулисную страну чудес Алексея Навального. Ирония автора по отношению к Никодимову и его соратникам из рода «хомячковых», разумеется, объясняется не несовпадением политических платформ. А слишком опасной приближенностью и возможностью испытать на себе примитивно-агитационные механизмы вербовки в тот или иной «клан», формирования культа той или иной личности. В этом смысле пьеса совершенно аполитична. Она осмеивает не «кандидата Алексея», а любые механизмы политических манипуляций маленькими человеками. Потому что Никодимов — именно что типичный «маленький человек», внезапно почувствовавший вкус к тому, что и от него что-то зависит. Правда, этот вкус он чувствует недолго, погибая под колесами автомобиля с правительственными номерами. Свобода — иллюзорна. Все предопределено. Когда, выполняя последнее желание Никодимова, ангел смерти переносит его на двадцать (кажется) лет вперед, то и там его ждет смерть — опять под колесами, теперь уже головного автомобиля правительственного кортежа президента Навального.
Никодимов Здравствуйте! Листовочку…
Прохожая Че? Кто это? А, этот… И че?
Никодимов В смысле?
Прохожая Я ж вопрос тебе задала! И че? — вопрос.
Никодимов Кандидат Алексей избавит Москву от пробок. И от коррупции. Даже от коррупции, наверное, в первую очередь.
Прохожая Ой, ладно. Как избавит, мальчик? Когда все поделено. Все этим принадлежит. И американцам. А в России вообще все принадлежит одному человеку. Царизм натуральный, понимаешь? Только он решает, кому можно, кому нельзя. И че вы орете: Алешку на царство, Алешку на царство?
Никодимов Вот! А вы разве ничего изменить не хотите? Вы не верите, что изменить можно?
Прохожая Что тут изменишь? Если это навсегда? Понятно, мальчик?
В композицию пьесы заложена игра с литературной традицией. Как в классической новелле эпохи сентиментализма, здесь есть рассказчик (повествователь).
Есть слушатели, сочувственно вздыхающие над судьбой Никодимова. Есть и мнимая постмодернистская вариативность. Игрок, бросавший за Никодимова, пересчитывает заново ходы, обнаруживая ошибку, и переигрывает судьбу героя. Но выходит все то же, какая бы «карта» ему ни легла.
Приподнимается ли автор над собственным скепсисом? Нет. Но неслучайно в ходе создания пьеса сменила название: была «Штаб», стала «Никодимов». Потому что здесь не про предвыборную гонку, а про печальную повторяемость судеб тысяч и тысяч «никодимовых».
Действие целого ряда пьес, вошедших в шорт-лист, происходит в будущем — от ближайшего до самого отдаленного. Желание авторов спрогнозировать завтрашний день, угадать, какие побеги настоящего дадут самые сильные всходы, симптоматично.
У каждого — свой художественный инструментарий. «Боевка» Романа Волкова использует жанровые схемы боевика и разведчицкого фильма. «Шапка» Марины Крапивиной только гримирует реальность под будущее, а на самом деле оперирует реалиями настоящего. Фантасмагорическая «Россия, вперед!» Валерия Печейкина — антиутопия. Волков показывает страну в преддверье гражданской войны. Крапивина — один из ее эпизодов, а затем ревизию существующего строя. Печейкин — конец времен и апокалипсис.
В «Боевке» Россия охвачена локальными вспышками террора, за который ответственность на себя берет некая организации, объединяющая ряд группировок. Действие происходит внутри одной такой свежеукомплектованной новобранцами боевой единицы. Группировка опытного 1-го (у героев здесь нет имен) взрывает здания ФСБ и совершает нападения на мэров и отделения милиции.
Против кого воюют неизвестные герои, понятно. За что воюют — в пьесе, построенной с помощью жанровых канонов и клише триллера, не так уж и важно. При вполне сочувственном отношении автора к бомбистам-анархистам на первый план выходит жесткая детективная интрига — выявление «крота». А также сугубо мелодраматические факторы, такие, как испытание любви и дружбы подозрением. Объект подозрений постоянно меняется, ряды бойцов редеют, зачищаемые как извне во время боевых операций, так и изнутри. В финале-перевертыше «настоящий герой» и оказывается агентом «органов». Впрочем, у слова «настоящий» кавычки можно убрать, для своих коллег из органов защиты правопорядка, встречающих его объятьями и со слезами на глазах (вспоминается финал прекрасного разведчицкого фильма «Мертвый сезон»), он и есть Настоящий Герой.
У Марины Крапивиной циклическое понимание истории. Первая же сцена «Шапки» мистифицирует читателей, внушая, что действие происходит в прошлом, в эпоху гражданской войны и революционного террора. Некие революционеры зверски расправляются со священником, отцом Андреем, и парочкой кулаков, за чем из сарая наблюдают трое детей. И только когда один из палачей достает айпад, чтобы заснять расправу, становится понятно: попов и сельских предпринимателей убивают в недалеком будущем.
Вслед за этим действие совершает скачок, перенося нас еще лет на восемьдесят вперед, когда уже произошла ревизия прежних «духовных» ценностей, а отец Андрей (вообще-то травивший крестьянских детей собаками) так же, как, наверное, и многие другие «отцы», объявлен святым. История (в очередной раз) совершает полный круг. Поэтому в пьесе такое количество анахронистических деталей: настоятели разъезжают на джипах, пользуются мобилами и айпадами, в ходу даже эквивалент паспорта. Действие происходит главным образом за «колючей проволокой» богатого женского монастыря, в котором безотказно работают механизмы насилия и унижения, где цинизм и жестокость старших напрямую связаны с безропотностью младших.
Казалось бы, когда главная носительница протестного сознания — послушница Настя — вырывается за границы выворотного искусственного монастырского мира, ее должно ожидать снаружи что-то еще более жуткое. Но нет. Все на своих местах: Казанский вокзал, дерущиеся бомжи, равнодушные менты, дворники-таджики. Мир как мир. Ничего особенного. В нем ничего не меняется. И это, пожалуй, неприятно.
«Россия, вперед!» Валерия Печейкина затрагивает парадоксы национального самосознания и национального пути России, который видится автору в обратной перспективе.
Нам представлена предельно травестированная эсхатологическая картина мира: все народонаселение радостно ждет и всеми силами стимулирует приход «конца времен», когда Земля исчезнет. Спародирована ситуация, предшествующая Страшному суду. Мертвые поднимаются из могил (причем выкапывают их сами родственники). Свежевоскресший дедушка, стряхивая с плеча опарыша, брутально мечтает о том, сколько баб он «перее… т», сколько раз пописает и покакает, прежде чем ему придется вернуться в материнское лоно (повинуясь цензуре, пишу это слово, Печейкин, как всегда, называет вещи своими именами). Экскременты полагается извлекать из унитазов и засовывать в зад. Еду — наоборот — отрыгивать. Мальчик Коля, дающий священникам уроки, ходит «смотреть в глаза смерти» — под материнскую юбку — и в самоубийственном порыве пытается нырнуть туда, откуда некогда вышел. Все происходящее воспринимается народонаселением в оптимистическом ключе. А что? Неплохо снова стать молодым, пойти в школу и, наконец, вернуться в теплое материнское лоно. Таким образом, вся страна работает над тем, чтобы повернуть время вспять.
Страной управляет президент-горошина (бывший премьер, ставший президентом после того, как действующего застрелили), который приносит «несогласных» в жертву «гигантской щели» (не дающее жизнь, а поглощающее материнское начало). За тем, чтобы все человеческие отправления совершались в нужном (обратном) направлении, следят «смысловики».
Максим Но вы будете здоровы и молоды. Вы сможете налить себе стакан воды. И пусть потом будет революция и восстановление империи. Иисуса снимут с креста и Дева Мария вберет его обратно. Будет Ледниковый период и динозавры. Потом. все сожмется в точку сингулярности. Там будет очень тепло и все-все атомы будут рядом. Я прижмусь к тебе, мамочка, своими атомами…
Цурюк Кудрявый дурачок. С другой стороны ко мне будут прижиматься атомы Сталина и Берии — такого финала я не хочу. Я сторонник бесконечного расширения Вселенной, до предела, до бесчувствия, до разрыва всяческих связей между атомами и в атомах.
Максим Но это же очень страшно! Превратиться во взвесь частичек! В космическую пыль! Какой там будет стоять холод и…
Цурюк Свобода!
Победившему абсурду противостоит только главный герой Максим. Но и его логика бессильна.
Ясно, что почва у этой ретроутопии абсолютно наша, российская. В стране победившего регресса, где «положительные идеалы» не производятся, а лишь воспроизводятся и возрождаются, возможно и не такое.
Печейкин создает карнавальный, разнузданный, осмеивающий мир-перевертыш, мир-наоборот, мир-путаницу, где бахтинская апология гипертрофированного телесного низа (этот самый «низ» олицетворяет карательный механизм государственного управления) подвергнута вторичной травестии и осмеянию.
Несогласные авторы идут «от противного». Ни в одной из пьес нет положительной платформы. Художественное творчество строится на бунте и отрицании существующего порядка вещей, любое коллективное согласованное действие в нем сомнительно.
Политическая пьеса всегда сиюминутна. Пока драматурги писали пьесы, пока ридеры читали и отбирали их, пока шла «Любимовка» и пока я писала свой текст, Россия сделала еще один шаг вперед. В антиутопическое будущее, которое понемногу становится настоящим.
Ноябрь 2013 г.
Комментарии (0)