Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ

Д. Фо. «БерлусПутин». Театр. doc
Режиссер Варвара Фаэр, художники Анна Ефремова, Константин Касатов

Закрадывается подозрение, что ближайший коллега итальянского драматурга Дарио Фо в российской культуре умер еще в позапрошлом веке, оставив, впрочем, нам в наследство фразы, актуальные навсегда: «Многие склонны путать два понятия: „Отечество“ и „Ваше превосходительство“»; «Есть легионы сорванцов, у которых на языке „государство“, а в мыслях — пирог с казенной начинкою». Или «Благонадежность — это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость». Увы, единственный полноправный кандидат на звание «Фо. ру» — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — оттоптался на российской власти за всех за нас давным-давно. С тех пор фигуры равного сатирического масштаба не рождалось. Причина? См., например, биографическую статью «Эрдман, Николай Робертович» — власть наша выработала специфические защитные механизмы от сатириков. И сатира выжила в России лишь в форме декоративно-деликатной, либо межстрочно-эзоповой. Спасибо, что ныне позубоскалить над властью всласть мы можем хотя бы в зазеркалье, в web-пространстве.

Варвара Фаэр

Варвара Фаэр

А вот настоящую, злую и безоглядную сатиру на российскую политическую реальность мы сегодня можем лишь экспортировать. «БерлусПутина» написал не кто-то из наших непримиримых web-оппозиционеров, а итальянец-социалист Дарио Фо, который еще в далеком 1951-м беспощадно высмеивал политический режим родной страны в монологах на крупнейшем радиоканале Италии RAI. Их тогда быстро запретили. Но Фо это не смутило, и он открыл собственный театр, в котором шли его пьесы, фарсы, бичевавшие власть и капитал. Он и Нобелевскую премию получил в 1997 году за то, что «наследуя традиции средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных». Неудивительно, что однажды Фо замахнулся на Владимира нашего Владимировича Путина и друга его Берлускони. «БерлусПутин» — это в переводе, а в оригинале — «Двуглавая аномалия».

Итальянский и русский варианты разнятся не только названиями. Фо следовал законам комедии дель арте и написал лишь примерный сценарий действия, предполагающий, что конкретные реплики актеры импровизируют на ходу, адаптируясь к злобе дня. И главный герой для него, конечно, Берлускони. В нашей постановке на первый план выходит Путин. Но в обоих случаях он жестче, чем Берлускони. Режиссер-постановщик Варвара Фаэр (она же — Галина Синькина, когда-то поставившая известный спектакль «Преступления страсти» в том же Театре. doc решительно адаптировала пьесу, добавив наших реалий и прописав все реплики персонажей заранее.

Режиссер (Сергей Епишев) собирается снимать гротескный антипутинский фильм, и Актрисе (Евдокия Германова) предстоит сыграть жену Путина, пытающуюся понять, почему супруг ведет себя странно. А Режиссер изображает самого Владимира Владимировича, чтобы помочь Актрисе раскрыться. Коллизия фильма такова: от первой леди государства скрывают информацию о теракте в Сочи, в ходе которого застрелили Берлускони, а раненному в голову Путину пересадили правое полушарие мозга итальянца. БерлусПутин пытается понять, кто он, что делать и кто виноват. Актриса слушает объяснения Режиссера, репетирует с ним предложенные сцены и терзается сомнениями, соглашаться ли ей участвовать в стёбе над политиком, которого она поддерживает. Ее возмущает, что можно «без санкции смеяться над президентом». Она требует дать шанс Путину — «и он вернет нам зимнее время». Тогда Режиссер ехидно обещает утвердить вместо нее знаменитую Чулпан, затем раненое актерское самолюбие умасливает крупным гонораром. Режиссер решительно настроен снять фильм. Этой картиной он стремится выразить «мнение» оппозиции. Финансирует проект сама Хилари Клинтон.

Сцена из спектакля. Фото П. Королевой

Сцена из спектакля.
Фото П. Королевой

Как говорит о своем спектакле Варвара Фаэр, «это политическая сатира, рассказ о том, что происходит в стране, в очень доходчивой, популярной форме площадного театра. По сути дела, принцип похож на закрытую программу „Куклы“».

Возможно, поэтому Фаэр выбрала маски в качестве дополнительных выразительных средств, наиболее адекватных современному массовому сознанию, хоть и далекому от дель арте, но зато — воспитанному на комиксах. Маску Бэтмена надевает Ассистент режиссера и с пистолетом в руках пугает взбунтовавшуюся было Актрису: так знаменитый герой комиксов заставляет сделать доброе дело — простебать президента, восстановив справедливость хотя бы «в кино». Потом Епишев, играющий Режиссера, который изображает Путина, надевает маску длинноносого эльфа Добби (друга Гарри Поттера) — это обалдевший Владимир Владимирович, накачавшийся по примеру друга Сильвио ботоксом, который вытек, превратив лицо Путина в рожу Добби. В таком экзотичном виде Путин узнает, что его признание об обмане народа привело к импичменту, а «исполняющими обязанности президента стали Навальный и Ходорковский», на него же самого открыли давно закрытое уголовное дело № 44/128 «о превышении должностных полномочий, о хищении бюджетных средств, о получении неоднократно взяток в особо крупных размерах и мошенничестве в особо крупных размерах».

Это «не обличительная речь в суде», а «игровой ликбез», считает Варвара Фаэр. Она воспользовалась для адаптации пьесы Фо общеизвестными фактами, шутками из интернета.

Из всех московских театров к стилистике театра Фо, по всей видимости, наиболее близок Театр на Таганке прежних лет и еще — его прародина, Вахтанговский театр. Для Сергея Епишева, выпускника Щуки, ведущего актера театра Вахтангова, играющего сразу Режиссера, Путина и священника — духовника жены Путина, работа в площадной буффонаде — органична и естественна. Его партнерша Евдокия Германова по театральному происхождению — из совсем другой школы, но по актерскому дару — виртуоз комедийной эксцентрики. В их исполнении острый, ехидный текст пьесы похож на сиюминутную импровизацию.

Интересно, что Фаэр задумала этот спектакль еще три года назад, но политические события догнали постановку и максимально актуализировали «БерлусПутина».

Сердечная дружба двух правителей продолжала давать массу поводов для все новых и новых острот, параллелей, оценок. Чего стоил один внезапный неофициальный двухдневный визит «политического трупа» Берлускони (а фактически — находящегося под следствием частного лица) в президентскую резиденцию в Сочи весной этого года. «Как обычно, была соблюдена абсолютная секретность. Сильвио Берлускони прибыл вчера вечером в Россию с частным визитом на частном самолете, чтобы первым лично поздравить Владимира Путина с его переизбранием. Но программа визита не будет предана огласке», — писала тогда пресса.

С. Епишев (Режиссер), Е. Германова (Актриса). Фото П. Королевой

С. Епишев (Режиссер), Е. Германова (Актриса).
Фото П. Королевой

Боится ли Варвара Фаэр последствий за свой смелый спектакль? «Вскрытие покажет», — считает она. Сам Дарио Фо настроен скорее пессимистично. Он уверен, что в России спектакль уж точно запретят. В Италии от показов его «Двуглавой аномалии» отказались многие центральные каналы, смелость взял на себя только один маленький, бедный канал, но во время трансляции «из-за технических неполадок» вдруг отключился звук. Однако вопреки прогнозам в нашем Театре. dос «БерлусПутина» благополучно играют, и без эксцессов во время показов: «нашисты» театр не сожгли, не разгромили, комиссии по пожарной безопасности театр не закрыли.

Более того, накануне разгона лагеря оппозиции на Чистых прудах «БерлусПутина» сыграли у памятника Абаю Кунанбаеву. В какой-то мере спектакль реализовался именно как народный уличный театр. Хотя камерная постановка не была рассчитана на большое пространство: акустика оказалась так себе (Епишев и Германова играли по-честному, без микрофонов, как на маленькой сцене Театра. doc), в пространство спектакля врывались звонки мобильников, шум ветра, шутки зрителей, щелчки фотоаппаратов. Из-за невозможности использовать видеопроекции то, что должно было показываться без слов, актеры проговаривали вслух. Например, в сцене, когда Путин по-берлускониевски одержим желанием позаниматься сексом с женой, а та говорит ему: «Вова, я тебе не Россия и не позволю насиловать себя», — в театре на стене пускали слайд-шоу фотографий Алины Кабаевой в разных гимнастических позах. А тут Епишеву приходилось звать «Алина, Алина!» под хохот многочисленных зрителей. Посмотреть «БерлусПутина» собралось более трехсот человек. Особенно забавно в такой обстановке прозвучала финальная фраза, что все присутствующие на самом деле — «проплаченная массовка» и могут получить свой гонорар «печеньками». (В театре на выходе из зала действительно раздавали печенье, а здесь — нет, «гонорара» бы не хватило на всех.) Собравшиеся оппозиционеры были в восторге, но аплодисменты запретили, чтобы шум оваций не разбудил жителей окрестных домов. Хотя люди все равно хлопали и аккуратно свистели. А вот в апреле показы «БерлусПутина» в санкт-петербургском ДК им. Газа запретили, объяснив, что «для них такой спектакль нон грата», хотя в залы этого заведения всегда пускали любые творческие коллективы. Потом «БерлусПутина» прикрыли и в других ДК — Ленсовета и им. Горького. Что ж, двуглавая политическая аномалия не пропадет: в «колыбели трех революций» есть еще много площадок.

Май 2012 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.