Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КАРТА МЕСТНОСТИ

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

Кольский край богат баснословно, здесь крабов можно запивать нефтью. Кольский край прекрасен, но к человеку недружелюбен. Мурманск — город молодой и искусственный, если не насильственный. Его разбросали по гранитным сопкам, чтобы кто-то ловил рыбу в Баренцевом море. Его основали в 1916 году, до революции он не успел обзавестись своей культурой и обрасти традициями, поэтому много лет гордился званием «города без церквей». Создалась идеальная декорация для восторженных советских энтузиастов, которые везде норовили «свой новый мир построить»: ледяная тундра, незамерзающий залив. Чистый лист.

С этого чистого листа и начали свою карьеру молодые ленинградские артисты; в 1936 году они открыли в Мурманске филиал БДТ им. Горького. Приехали, чтобы строить новый мир — театр. Они мечтали стать «первыми на деревне», быть может; играть для трудового народа, для благородных рабочих и отважных рыбаков. Как нежное молодое деревце, саженец от ленинградского исполина, они привезли свой театр и посадили его в мурманскую почву. И деревце замерзло. Потому что вечная мерзлота.

Нет, разумеется, театр не был закрыт и забыт. Он продолжал свое существование: в 1939 году обрел самостоятельность, на время войны превратился в концертную бригаду. Приезжали режиссеры, ставили спектакли. Ученик Г. А. Товстоногова В. В. Киселев был главным режиссером, в 1980-1990 годы в театре что-то ставил Владислав Пази.

Мурманский областной драматический театр словно подвергся процедуре криоконсервации: существует, но находится в состоянии глубокого анабиоза. Он обескровлен и ожидает того дня, когда его болезнь можно будет вылечить. Одно плохо: в истории крионики не было еще случаев успешной разморозки.

Спектакли идут. И зритель идет. Каждый вечер обильно напудренные и густо напомаженные мурманчанки в своих лучших нарядах собираются в фойе. Дамы ведут «великосветские» беседы: в Мурманск приехал молодой режиссер из Петербурга! Талант, наверное. Даже гений. Из столицы. И действительно, монументальная сталинская громадина настежь распахивает свои тяжелые двери для совсем еще молодого человека с режиссерским образованием, полученным в, мягко говоря, не самом государственном вузе. Просто потому, что он из Петербурга. Это же можно печатать на афишах — в скобках после его имени; это солидно и бросается в глаза, это внушает доверие и уважение. Даже если у молодого человека ничего еще нет за душой, никакого послужного списка.

Он, как выясняется, родом из Мурманской области. Вероятно, желает отомстить Кольскому Заполярью за все свои детские обиды. И если его личные мотивы можно оправдать Фрейдом, то его «Калифорнийскую сюиту» нельзя оправдать ничем. Скучнейшая история, неуютные декорации под высоченным куполом сцены, дешевые костюмы. Сидишь в зрительном зале и завидуешь артистам, потому что им есть чем заняться, чтобы скрасить эти нескончаемые часы.

«Белое облако Чингисхана». Сцена из спектакля. Фото А. Микулина

«Белое облако Чингисхана». Сцена из спектакля.
Фото А. Микулина

Спектакль «Белое облако Чингисхана» — это шуршание ярких и блестящих, словно из разноцветной папиросной бумаги сшитых, «монгольских» костюмов; это чудовищный грим в стиле «как из мурманчанина сделать монгола за пять минут»; это бесконечная гордость — первая постановка в России, ведь раньше никому это не казалось интересным. Чем это интересно теперь — неизвестно. «Двое на качелях», «Браво, Лауренсия!» — нечто без всякой идеи, зато в бело-розовых декорациях (дешевых и уже изрядно потрепанных, как коробка просроченного зефира). Декорации и костюмы не имеют отношения ни к чему, кроме как к представлениям местного художника о прекрасном. «Три высокие женщины» — это для солидности, чтобы поиграть в интеллектуалов. Хотя именно интеллект к постановке приложить забыли.

Но зритель идет, конечно. Выбирать не приходится. «Лопай, что дают». Иногда дают повкуснее. Гастроли столичных артистов — всегда аншлаг. Потому что народ хочет вживую посмотреть на того, кого утром в сериале видел. Но гастролируют не театры, к сожалению, а именно артисты. Везут безвкусные антрепризные спектакли, в которых можно стянуть штаны и вызвать хохот в зале нелепыми семейными трусами. Даже местное телевидение отмечает: «спектакль избалованной московской публике не демонстрируют». Но овцы целы и довольны, а волки убираются восвояси с чемоданами провинциальных денег.

Все равно каждый вечер дамы собираются в фойе под табличкой «вход в зал только в сменной обуви». То есть зрителю нельзя топтать грязными башмаками театр, а театру зрителя — можно?

Те молодые артисты, что служат сейчас в Мурманском областном драматическом театре, в большинстве случаев получили образование на факультете культуры Мурманского государственного педагогического института. Отправить бы на их места молодых профессионалов, как раньше, да кто поедет в полярную ночь?

Планка снижена до предела. Воспитывать зрителя поколение за поколением невозможно, ведь люди покидают полуостров как тонущий корабль. И несет эта грузная и холодная «сталинка» на Ленина (проспект Ленина — результат переименования, а ведь была когда-то «сталинка» на Сталина) функцию не эстетическую и не интеллектуальную; существует не для души, не для ума, не для славы и не для денег. Просто существует. Кого-то развлекает, хотя телевидение, безусловно, намного качественнее и разнообразнее выполняет эту функцию. Служит для зрителя поводом надеть лучший наряд, накрасить губы и поиграть в богему. Причем публика играет в богему намного талантливее, чем артисты в театр.

Вечная мерзлота — понятие не только географическое. Это какое-то особенное состояние ума, когда, казалось бы, все есть, но ничего не надо. И если теплый Гольфстрим заходит в здешние воды и делает возможной жизнь в этих краях, то в Мурманский областной драматический театр он никогда еще не заглядывал. Остается только бросить на спасение театра атомный ледокольный флот: где же вы, отважные и дерзкие, которым не все равно, у которых есть теплая одежда? Мурманский театр, как древнее земноводное, ждет, когда солнце прогреет камни.

Февраль 2012 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.