Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

КАРТА МЕСТНОСТИ

РИМ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ПРОВОЦИРУЕТ ИНТЕРЕС К ТЕАТРУ

Хотя итальянская театральная система никогда не была централизованной, Рим — все же лучший пункт наблюдений за разнообразными художественными движениями Италии. Готовность к экспериментам, характеризующая сегодняшний итальянский театр, берет свое начало в безумной атмосфере семидесятых годов, когда Италия казалась многим самой дерзкой и свободной страной в мире. Волшебный, чарующий Рим собирал и показывал на своих сценах новые модели театра: «Living Theatre», Odin Teatret и работы Ежи Гротовского. Но в то же время в нем появлялись свои маленькие авангардные миры, скрытые от посторонней публики, — «римские бары», самым известным из которых был «Beat 72» в центре квартала Трастевере, принадлежавший Улиссу Бенедетти и Симоне Карелле. Диапазон их поисков был широк — от переосмысления техники актера до нового определения самого слова «театр» (Симоне Карелла, например, предлагал заменить актера машиной).

А. Козентино. Сцена из шоу «Телемомо». Фото из архива автора

А. Козентино. Сцена из шоу «Телемомо». Фото из архива автора

Сегодня в связи с тяжелой экономической обстановкой в стране — добавим к этому общеизвестное итальянское неумение распоряжаться средствами, выделенными на сферу культуры, — государственное финансирование театра становится все более скудным и, кроме того, очень плохо организованным. Нет частных инвесторов, которые в других странах вроде Англии спонсируют культурные проекты. Из-за экономических проблем в 2010 году закрылась государственная организация «Эти» (Eti), объединявшая творческие компании внутри и за пределами полуострова и занимавшаяся изучением и поддержкой национальных театра и танца. Ниша, которую занимала «Эти», пустует по сей день, и эту проблему срочно нужно решать.

Странным, непредсказуемым результатом этой ситуации стало обострение интереса публики к сценическому искусству, несмотря на то, что ставить и прокатывать спектакли сейчас очень трудно. Театры переполнены, много обсуждаются правовые и художественные вопросы, активизируются «оккупированные» театры, или театры-банкроты, явление современной итальянской культуры. Когда театр лишается государственного субсидирования, группа любителей силой занимает театральное помещение и нелегально показывает спектакли. Это может продолжаться до тех пор, пока власти либо не выгонят этих «оккупантов», либо не выдадут им официального разрешения. Но чаще всего государство просто закрывает глаза, если «оккупированный театр» не сильно мешает администрации города.

«Сейгради». Сцена из спектакля. Компания «Сантасангре». Фото А. Ле Пера

«Сейгради». Сцена из спектакля. Компания «Сантасангре». Фото А. Ле Пера

К «городским» театрам Рима, то есть таким, которые получают большую часть денег от государства, относятся два расположенных в центральной части города — «Арджентина» и «Индия» — и несколько на окраинах Квартикколо и Тор Белла Монака (и это счастливая находка — в момент экономического кризиса переместить театры на периферию). В то время как «Арджентина» предлагает масштабные и дорогостоящие постановки, в которых в большинстве случаев (но не всегда) нет даже намека на художественное высказывание, «Индия» остается местом сценических поисков.

Сцена театра «Палладиум» является резиденцией для Ромео Кастеллуччи с его театром сновидений и Кьяры Гуиди с вокально-звуковым театром. До недавнего времени эти две компании выступали вместе. Величайшие представители постдраматического театрального перелома, наследники традиции Альфреда Жарри, они свели тело до уровня знака, систематически разрушая все привычные театральные и актерские ценности. В их спектаклях уродливый человек (или животное) помещается в определенную звуковую атмосферу и окружается странным светом и предметами, что создает шокирующе сильные образы. В них кошмарные сны и сцены жестокости смешиваются с реминисценциями из греческой трагедии или религиозной и светской живописи.

«К доктрине о лике Сына Божьего». Сцена из спектакля. Фото A.-C. Poujoulat / AFP

«К доктрине о лике Сына Божьего». Сцена из спектакля.
Фото A.-C. Poujoulat / AFP

«Палладиум» приютил и «повествовательный» театр, где автор текста и актер объединены в одном человеке — Даниэле Тимпано. Как драматург и актер он способен оживить гротесковых персонажей из недавней и далекой истории Италии (от Муссолини до Мадзини), равно как и персонажей из старых мультфильмов, подобных супергерою Маццинга Z.

В Риме также есть театр «Genius loci» сицилианки Эммы Данти, которая много работает с эстетикой гламура. Уроженка Палермо, она, хоть и является представительницей молодого поколения, известна в Италии и за рубежом непримиримостью, злободневностью своих спектаклей. Они — как взгляд сквозь замочную скважину на итальянский юг с его ханжеством, необходимостью соблюдать внешние приличия, мафией и хорошей едой.

Известен и Андреа Козентино с его актуальным медийным «Телемомо». Это телевещание в прямом эфире, главными героями которого являются Козентино с группой кукол (преимущественно Барби) — в рамке старого телевизора. Он с иронией обсуждает с аудиторией серьезные и не столь серьезные темы, которые черпает из телепрограмм, передач о культуре и т. п. Известны его ремейки старых телесериалов, герои которых превращаются в целлулоидных и пластиковых Барби.

Истории Риальто Сант-Амбрауджио и Коллатино Андерграунда различны, но в чем-то схожи: они прошли сложный путь, завершившийся, несмотря на их известность, плачевно. Театр «Риальто» реализовывал те культурные проекты, перед которыми были заперты двери других театров, но был закрыт муниципальной администрацией в 2009 году. В последние годы это не единственная компания, вынужденная прекратить свою деятельность из-за ничтожных бюрократических (или каких бы то ни было еще) соображений. Подобная же судьба, видимо, ожидает Коллатино Андерграунда, сотрудничающего с театральной компанией «Сантасангре» и знаменитыми фестивалями. Жаль, потому что эти театральные компании служат связующим звеном между театральными деятелями, то есть выполняют те задачи, которыми в других странах занимаются институты, посвященные современной культуре (например, «Онда» во Франции).

Несмотря на недостаток финансирования, интерес к театру возрастает. Например, появляются специализированные издания, пользующиеся всеми возможностями Всемирной паутины: широтой охвата аудитории, скоростью распространения, свободой доступа. Научную критику в них пытаются сочетать со свободной журналистикой. Статьи о театре публикуются в ежедневных газетах, и даже на улице можно часто услышать споры о каком-нибудь провокативном спектакле, например «К доктрине о лике Сына Божьего» Ромео Кастеллуччи, который вызвал бурю протестов со стороны католиков сперва во Франции, а затем и в Италии. Таков контекст, в котором заявляют о себе новые художественные тенденции и новые компании.

Май 2012 г.
Перевод с итальянского Евгении КИСЕЛЕВОЙ

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.