У. Шекспир. «Гамлет». Пермский театр драмы.
Режиссер Георгий Исаакян, художник Эрнст Гейдербрехт
Если бы в зале Пермской драмы сидел Айболит-66, он произнес бы, задумчиво глядя на сцену: «Погубят тебя слишком широкие возможности!..»
Режиссер, стоп, не обижаться! Если театру можно изобразить Тень отца Гамлета в виде Карлсона, который играет в привидение (других привидений нынешний Гамлет не знает), потом поиграть в пресс-конференцию под датским флагом, с Клавдием на трибуне, комментатором на экране и надписями «Восторженный датский народ», «Критическая датская пресса» и так далее, потом провести довольно скучный кастинг на роль Офелии, потом показать на экране «Звездные войны» и «Ивана Васильевича»… уф! — почему бы тогда мне не поиграть в Айболита-2006?
Тем более что широкие возможности действительно губят спектакль. Г. Исаакян так хорошо знает, из каких паззлов складывается современный спектакль, что использует… ну почти все, что можно. Тут и театр в театре, и травестия (в прологе нам разъясняют: в шекспировском «Глобусе» все роли играли мужчины, так будет и у нас). Тут и Гамлет — подросток в черном (после Някрошюса этот паззл — из наиболее доступных: если в труппе нет Гамлета, мальчик-подросток найдется всегда), и следящая видеокамера (кто только не пользуется ею, светлый образ Касторффа летает над нашими театрами, как Карлсон в простыне). Тут и разорванный сюжетный ряд…
Каждая сцена берется в отдельности — и из нее сочиняется аттракцион. Не спектакль, а Парк культуры и отдыха, «веселые качели — расписные карусели».
Культуры — потому что все элементы, которые использует Исаакян, свидетельствуют о его постановочной развитости, визуальной культуре, он складывает «Гамлета» не из старых кубиков и веревочек (из них, надо сказать, складывает Някрошюс), а из элементов, приобретенных в современном театральном супермаркете… Отдыха — потому что Исаакян остроумец, и именно эта веселость, резвость, капустническое режиссерское остроумие губит спектакль. Шутки, шутки, стеб. И правда — смешно. Только быстро становится скучно. Потому что все довольно бессмысленно.
Но самое большое разочарование ждало меня не на пути поиска смыслов, а там, где я не ожидала. Г. Исаакян — режиссер музыкального театра, и, зная про его интереснейшие оперные спектакли, я была уверена, что уж с ритмом здесь все будет в порядке. Ритмические сбои я сперва приняла за некую действенную аритмию, но «Гамлет» получился принципиально не ритмичным спектаклем. Потому что ритмообразующим может быть все-таки только смысл, содержание. В его отсутствие качели летают в одном ритме, карусели крутятся в другом, а у нас кружится голова.
Ноябрь 2006 г.
Комментарии (0)