Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

УДАЛЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

Д. Синг. «Удалой молодец — гордость Запада». Театр Комедии им. Н. Акимова.
Режиссер Владимир Золотарь

Театр Комедии им. Акимова вновь экспериментирует со студентами. На этот раз опыт оказался удачным: третьекурсник Татьяны Казаковой Алексей Красноцветов вполне органично существует в роли Кристофера Мехоуна. Он в меру испуган, вовремя заикается, преданно влюблен и совершенно ошарашен свалившимся на него званием героя, подвиг которого состоит в том, что он «пристукнул своего папашу». Убегая, Кристи попадает в веселую ирландскую деревню, жители которой — крепкие рыжие парни да смешливые девки, а самая красивая из них — дочь трактирщика Пегин (Елизавета Александрова), с длинными локонами и стальным характером. Ей бы не в грязной лавке торговать запрещенным самогоном (на который, впрочем, у «ручной» полиции куплены все разрешения), а бродить по тенистым аллеям старинного парка. Может быть, именно поэтому в какой-то момент Пегин, волей режиссера и художника, вдруг появится среди грязной деревни в ослепительно-белом полупальто и цилиндре — ее красота, ее стать требуют именно такой оправы, а не покосившихся каменных стен древнего трактира с деревянными лестницами.

Сразу «две женщины редкой красоты» моментально берут заблудившегося героя Кристофера под свою опеку: Пегин и вдова Куин (Татьяна Полонская). Почему-то именно их соперничество и составляет основную интригу спектакля: кто же кого перехитрит, переорет, переглядит и перепрыгнет в борьбе за сердце чемпиона. И одной из самых запоминающихся сцен спектакля станет история их первого столкновения: невеста и вдова пытаются оттеснить друг друга грудью — не выходит, взять глоткой — не получается, всем равны. Удрученно замолчав на самой высокой ноте своей «дискуссии», женщины разойдутся по разным сторонам сцены, чтобы через мгновение возобновить свое бесконечное противоборство.

В пьесе Синга, тяготеющей к абсурду — отцеубийца в одночасье становится народным героем, — есть множество подтекстов и вариантов режиссерского прочтения: от размышления над судьбой творческой личности (ведь Кристофер — натура поэтическая) до плача о человеческом одиночестве. Но В. Золотарь выбрал путь, наиболее привычный театру Комедии. Потому основное внимание зрителя приковано к уже упомянутому соперничеству: страстная и безудержная вдова в попытках ухватить свое счастье движется напролом. Полонской наконец-то снова (после выхода уайльдовского «Как важно быть серьезным») досталась роль, в которой она не стесняется своей фактуры, а упивается ею. Скинув бесформенное пальто и старушечий платок, Полонская—Куин становится привлекательной, сексуальной, очаровательной в своем упорном безумстве. Ей нет равных среди одиноких деревенских девушек (Татьяна Воротникова, Ирина Сотикова, Марина Засухина, Олеся Бережная), глупо хихикающих при виде незнакомого мужчины.

Скандалы доставляют неимоверное удовольствие виновнику происходящего, удалому герою Кристоферу. Словно чудесный сон: из забитого сына старого фермера он в одночасье становится первым парнем на деревне. Похоже на сказку. Правда, каждая сказка может стать былью — и почему-то самой страшной. Здесь не будет исключений — есть свои коварные персонажи, и никакие победы в скачках не помогут преодолеть их козни.

Впрочем, и козни-то поначалу просто смешные. Их плетет бывший жених красавицы Пегин, кузен вдовы Шоон Кьоу (Виталий Кузьмин). Этот нелепый молодчик, одетый по последней деревенской моде, вряд ли рад такому повороту событий: явился отцеубийца, моментально завладел сердцем невесты, да еще и стал героем дня. Кузьмин мастерски лепит своего персонажа: мимика, пластика, интонации глупой самоуверенности. Заявив себя пугливым и робким ревнителем нравственности, Кузьмин—Шоон вдруг начинает верховодить папашей Пегин (Валерий Никитенко), подталкивая того к «удалому молодцу» с веревкой.

Возвращение недоубитого папаши (Борис Улитин) сразу превратит Кристи из народного героя в хвастуна и неумеху, деревня ополчится против него с той же силой, с какой только что клялась в любви. Он уйдет от них, грязных, пьяных и оборванных, палкой подгоняя своего папашу.

Пегин вовсе не бросится вслед за уходящим героем. Напротив, именно она скажет решающее слово. Следуя совету своего бывшего жениха, красавица изъявит полную готовность выгнать Кристофера. И петлю на шею ему накинет, и пятки углем подогреет, чтобы шел скорее отсюда, не раздражая честных людей, раз уж главный подвиг его жизни — отцеубийство — оказался не до конца свершенным. Соперница займет наблюдательную позицию — она уже достаточно проявила изворотливости, пытаясь спасти Кристи от внезапного вернувшегося папаши-покойника (медлительность Улитина, вступающая в противоборство со страстностью Полонской создает комический эффект).

Кристофер Мехоун уйдет — он дважды попытался совершить убийство, но это не принесло его избраннице радости. Да, он обрел уважение и любовь родителя — но что ему теперь до того? Деревня снова вернется к праздничному самогону, не отвлекаясь на такие мелочи, как жизнь и судьба заезжего хвастуна. Покосившиеся стены трактира останутся за его спиной — деревенский мир еще не рухнул, но в драке сломались ворота, лестницы расшатались от беспрерывных попыток устроить на них то пылкую любовную сцену, то боевые укрепления. Герой-поэт, кажется, так и не стал героем-мужчиной. Кристоферу этого не дали сделать беспрерывные возвращения с того света папаши-фермера, а актеру — нехватка мастерства и воля режиссера.

Если в самом начале Красноцветов—Мехоун боялся всего света, стесняясь, но совершенно не умея скрывать истинной поэтичности своей натуры, и к финалу так и не обрел решимости, то Александрова—Пегин, рубившая сплеча, становится по-настоящему нежной. Все переживания достаются Пегин, ее боли, ее рухнувшей мечте. Оседая у сломанных ворот, заметаемая вихрем осенних листьев, она вдруг осознает весь ужас своего предательства и грядущее одиночество. Теперь она потеряла своего героя и свою гордость навсегда.

Пожалуй, именно так и следует играть драму в театре Комедии: подводя к страшному финалу полуторачасовым разухабистым весельем.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.