Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЛАВКА ПИСАТЕЛЯ

БЕЗ НЕГО ТЕАТР НЕПОЛНЫЙ

Мельникова С. Коцебу в России. СПб.: Изд-во СПГАТИ, 2005.

Август Фердинанд Фридрих фон Коцебу — это эффектное, но и суховатое на русский слух полное имя немецкого драматурга звучит лишь однажды, в динамичном зачине книги. Биография, личность, судьба героя вписаны в эпоху темпераментно, живописно и как будто без видимых ухищрений автора. Дельное и четкое повествование на глубоко пропаханном (в основе книги — докторская диссертация), обширном материале насквозь одушевлено простой идеей: без Коцебу история русского театра неполна, он — существенная часть культурного спектра эпохи.

Идея оказалась по-настоящему плодотворной. В пяти главах книги Коцебу представлен в контексте российской культуры эпохи крупных эстетических перемен. После монографии Светланы Мельниковой его уже невозможно воспринимать вне этого контекста. Поистине, не только «трогательная пьеса» Коцебу явилась недостающим звеном в отечественном репертуаре, как об этом пишет автор книги, но и сам Коцебу — ответственное звено и в цепи взаимодействия культур, и в истории русского театра.

Нужно отметить мастерство, с каким строится прочувствованный сюжет книги. Коцебу с его бурным характером в перипетиях немецко-российской истории; феномен его драматургии (две сотни пьес с их исключительным жанровым разнообразием); немецкий театр в Петербурге; восприятие Коцебу современниками в Германии и в России; русские актеры в ролях, щедро предоставленных немецким драматургом…

Упор делается на сопряжение всех упомянутых феноменов, на связь культур. Пресловутая противоречивость героя не только не сковывает автора — она становится живой зоной исследования. Жизнь, политика, творчество переплетены, автор трезво и не без изящества распутывает подобные узлы: «Злая сатира на Шлегеля дорого стоила Коцебу, но с ее помощью родилось новое сценическое амплуа» (с. 115).

Диалогичность, пластичность, творческая разомкнутость возникающего на страницах книги явления — «Коцебу в России» — предопределяет, в конечном счете, соучастие читателя, его доверие исследовательскому пафосу автора. История и обогащена новыми материалами, и по-новому освещена.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.