Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АЛЛЕГРО ДО-МАЖОР

В начале сентября в Самаре, под высоким надволжским небом отбушевал, отплясал и отвеселился VII Всероссийский фестиваль искусства для детей и молодежи «Золотая репка».

Фестиваль этот российским театрам давно и хорошо известен и очень любим — за щедрость, гостеприимство, изначальную установку на праздник. Он собирает всех, родных, незнакомых, разных, старается — лучших, вне глубокомысленных концепций (хотя в рамках нынешней «Золотой репки» прошел интереснейший эксперимент, о чем позже). Он пролетает стремительно, в каком-то радостно-необязательном упоении, с бурными встречами старых друзей и бывших коллег, масштабными гуляниями по Волге, шумными и яркими капустниками, с бесконечными разговорами о театре. И конечно, главное — со спектаклями, неизменно собирающими полные залы, вызывающими подлинный интерес не только весьма отзывчивого самарского юного зрителя, но и коллег по цеху из разных городов и стран.

Афиша фестиваля объединила настолько разные по жанру и стилю спектакли, что это само по себе стало концепцией. Открылся фестиваль премьерой СамАрта — спекталем «История солдата» И. Стравинского (либретто Ф. Рамю в интерпретации Михаила Бартенева, режиссер Михаил Кисляров). М. Бартенев не только один из членов оргкомитета фестиваля, но и настоящий герой нынешней «Репки». В программе фестиваля стояли три спектакля по его пьесам. «Небольшой театр» из Ульяновска привез «Снегурушку». Этим спектаклем в постановке Эдуарда Терехова (художественного руководителя и режиссера) в ноябре 2005 года театр начал свою жизнь. Спектакль был очень тепло принят зрителем. Заражала энергия, которой молодым ульяновским актерам не занимать. Они были, пожалуй, самыми активными участниками фестиваля — участвовали во всех капустниках и не упускали случая блеснуть вокальными данными и остроумием. В афише также значился спектакль СамАрта «Счастливый Ганс» по пьесе Бартенева в постановке Александра Кузина, который, к сожалению, по причине болезни одного из артистов был отменен.

Интереснейший эксперимент, о котором упоминалось в начале, — также заслуга Бартенева. Вместе с Олегом Лоевским, директором фестиваля «Реальный театр», они придумали и провели в дни фестиваля семинар «Молодая режиссура — спектакль для детей».

Этот семинар, на мой взгляд, главное открытие фестиваля. Он придал смысл бесконечной фестивальной радости от встречи театров друг с другом. Он попытался выявить перспективы и обозначить проблемы в таком непростом жанре, как спектакль для детей. Речь шла о поиске языка, на котором с маленьким человеком можно говорить о самых сложных вещах. Участникам семинара, молодым режиссерам, было предложено выбрать небольшое стихотворение (не детское — принципиальный момент) и в течение трех дней подготовить с актерами СамАрта два мини-спектакля: один для детской, а другой для взрослой аудитории. Эту задачу решали режиссеры из Петербурга Галина Бызгу и Антон Безъязыков. На обсуждении они поделились своими соображениями относительно сомнительности такого понятия, как «язык детского спектакля». Как сказал Антон Безъязыков, раскрывая тему произведения, нельзя как-то искусственно раздвоиться, высказывание может быть только одно. Он и представил один спектакль по стихотворению О. Мандельштама «Одиночество». Это была, скорее, литературная композиция, язык которой, по мнению режиссера, должен быть понятен и детям и взрослым. Действительно, когда актеры рисовали маленький домик на огромной планете или сажали на край большого круглого аквариума маленького человечка — ассоциативно и эмоционально это попадало в цель, то есть говорило об одиночестве. Галина Бызгу представила два отрывка по Хармсу. Известные анекдоты о Пушкине были азартно разыграны актерами СамАрта во главе с Розой Хайруллиной. В первом случае — как абсурдное соревнование друг с другом. Кажется, восемь «Пушкиных», с нарисованными бакенбардами, манишками и в бумажных цилиндрах, бродили по сцене, ссорясь и мирясь текстом Хармса, в поиске ответа на главный вопрос-сомнение: «Все говорят, что я гений. Не знаю…». То есть вопрос этот был лейтмотивом мини-спектакля, очень смешного и хулиганского. Но тема зазвучала лишь во втором, «взрослом» варианте, в котором около засиженного голубями памятника (Хайруллина демонстративно нанесла себе на лицо голубой театральный грим, прежде чем превратиться в памятник) собираются молодые люди. Они поминают Поэта под водочку с нехитрой закуской. Каждый анекдот — своеобразный тост. Потом туристы уходят, а маленький Пушкин слезает с постамента и, доедая забытую кем-то кильку прямо из банки, всхлипывая и размазывая по лицу грим пополам со слезами, бормочет: «Все говорят, что я гений… Не знаю…»

Обсуждение этих работ было довольно бурным, однозначных ответов на вопрос, существует ли какой-то особый язык спектакля для детей, не было найдено. Но вопрос поставлен, попытка была достойной, и семинар продолжит свою жизнь на следующих фестивалях. По замыслу его организаторов, на следующей «Репке» появятся спектакли прежних участников семинара, а новые участники займут их место, делясь идеями и приобретая опыт. И в детском театре, возможно, зазвучат новые режиссерские имена.

Очень трудно говорить о каком-то итоге «Репки» или ставить диагноз. Все было интересно по-своему. И замечательный кукольный спектакль Пензенского областного театра «Кукольный дом» «Зимняя сказка» (пьеса и постановка Владимира Бирюкова), решенный в стилистике святочного представления. И пластический спектакль «Парашютисты» из Загреба в постановке Ивицы Симича, в котором два актера-танцовщика в течение 35 минут исследуют на сцене различные способы, которыми люди могут упасть и подняться, то есть продолжить жить. И даже яркий, но сомнительный с точки зрения вкуса спектакль московского РАМТа «Чисто английское привидение» (пьеса Е. Нарши по повести О. Уайльда, режиссер Александр Назаров). Спектакль был принят зрителем с огромным воодушевлением, что понятно, но в то же время настораживает. Это лихой фарс, в котором много очень взрослого и даже «цехового» юмора. В ход сознательно идут штампы: американский папа обязательно носит шляпу шерифа и курит сигары, его жена-блондинка говорит противным голосом и всю себя посвящает карьере мужа, организуя предвыборные кампании. «Голубая героиня», обладательница невероятно длинных ног и столь же длинных ресниц, ходит на цыпочках, держа над головой кружевной зонтик. Все эти пародии на театральные штампы найдены очень точно. Но дальше должна начинаться история. А острый пародийный прием работает только первые 10 минут. В результате актеров постепенно заносит, и они яростно наигрывают, а весь спектакль становится невыносимо, «по-телевизионному» агрессивным. Думается, что тут ответственность лежит в первую очередь на драматурге, написавшем довольно поверхностную и вульгарно-современную инсценировку.

Каким должен быть спектакль для детей — найти ответ на этот вопрос не представляется возможным. Сколько людей, столько мнений. Сколько проб, столько и ошибок. Но фестивали, подобные «Золотой репке», ясно показывают, что на территории страны и за ее пределами есть множество людей, всерьез занимающихся театром для детей и молодежи. И отличает этих людей какой-то особый ген, «ген детства», как говорил в свое время З. Я. Корогодский. «Золотая репка» — ни в коем случае не соревнование и не проверка на наличие этого гена. Это радостный обмен — опытом, мыслями, эмоциями, энергиями… И все же, если производить «генетический анализ», то лидером окажется Анатолий Праудин и его спектакль «До свидания, Золушка!», которым завершил свою работу VII Всероссийский фестиваль искусства для детей и молодежи «Золотая репка».

В указателе спектаклей:

• 
• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.