Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Гастроли Центра оперного пения Галины Вишневской в Петербурге были приурочены к юбилею великой певицы. Проводились они впервые, и открытие произошло в Эрмитажном театре в присутствии губернатора северной столицы и большого количества поклонников таланта одной из самых ярких звезд оперного искусства. Всякий раз при появлении величественной фигуры актрисы зал вставал и разражался аплодисментами. Это придавало особенную торжественность и значимость каждому вечеру. И, безусловно, сказывалось на общем тонусе выступлений участников. По сути, тот парад молодых исполнителей, который состоялся, можно воспринимать как творческий отчет о пяти годах работы Центра. Хотя пятилетие — первый юбилей — еще предстоит отпраздновать, испытания на прочность и мастерство прошли с успехом.

Два спектакля и гала-концерт составили общую программу гастролей. И по тому, как она выстраивалась, было понятно, что главная и прямая задача Центра — воспитание певцов, вокалистов, способных голосом, прежде всего, создавать тот или иной оперный образ. Режиссура спектаклей — будь то «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (постановщик И. Поповски) или «Иоланта» П. И. Чайковского в сценической версии А. Петрова — сводилась к максимально полной подаче певца как главного носителя эмоции, как создателя определенного настроя, атмосферы спектакля, как главного камертона смыслов. Если позволено так сказать, то это не режиссерская режиссура — с собственными сверхсюжетами, метафорами, манерой высказывания о содержании музыкально-театрального опуса, а режиссура актерская, когда требуется раствориться и умереть в исполнителе.

Данная особенность подхода к любой партитуре — через певца — имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых можно отнести полноценность вокального высказывания, не заслоненного трудными актерскими задачами, избыточным пластическим рисунком, сложным строением мизансцены. Ко вторым — некоторую усеченность образа из-за преимущественного сосредоточения на вокале, большие, нежели обычно бывает в спектаклях волевой режиссуры, трафаретность и штампованность существования, приподнятость жеста, подача персонажа будто на котурнах, чуть преувеличенно и громко (в прямом и переносном смысле слова). Впрочем, достоинства и недостатки — две стороны одной медали. И эта медаль достанется тому, кто выполнит трудную задачу соединения в одном лице певца и актера.

В спектакле И. Поповски «Царская невеста» поведенческих штампов было меньше за счет попытки режиссера ритуализировать быт, поставить жест так, чтобы он работал на образ спектакля в целом. В «Иоланте» актерской рутины оказалось больше. Спасала молодость исполнителей, свежесть голосов и свежесть чувств. Персонажи оставались живыми и способны были тронуть сердце как зрителя-профессионала (критика), так и зрителя-любителя.

Исполнители главных партий в каждом из спектаклей обладают несомненным потенциалом, будь то Оксана Лесничая (трогательная Марфа), Алексей Парфенов (драматичный Григорий Грязной), замечательная Оксана Корниевская (Любаша), эффектный Георгий Проценко (Иван Лыков и Водемон), Анастасия Привознова (Иоланта), Сергей Плюснин (Роберт). Почти все они еще раз блеснули в гала-концерте: было ясно, что они достойные ученики своего учителя. Галина Вишневская делает благое для отечественного искусства дело.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.