Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЛАБОРАТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА XXI ВЕКА

Творческо-деловая встреча руководителей музыкальных театров и композиторов в осеннем Сочи стала третьей по счету. Цели и задачи ее не изменились — по сути, это репертуарное совещание. В советские времена такие обсуждения новых сочинений проводились по инициативе сверху (Министерства культуры, например), а ныне — снизу, из-за взаимного желания практиков театра и музыки объединить усилия в обновлении афиш, в обновлении сцены и просто в обновлении… всего, что представляет собой современный музыкальный театр.

Не случайно в этом году общее название встречи Алексей Садовский (на плечи которого год за годом ложится обязанность от имени СТД России заниматься организацией этого мероприятия) сформулировал так: «Лаборатория музыкального театра XXI века».

Пути нового театра в этом году определяли представители оперно-балетных и «опереточно-мюзикльных» (если можно так выразиться) коллективов из Москвы и Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга, Воронежа и Ижевска, Красноярска, Ростова, Волгограда. О светлом будущем мечтали композиторы, театроведы, музыковеды, художественные руководители и директора театров, а также режиссеры и дирижеры. И как всегда, много дней и вечеров было посвящено прослушиванию произведений для театра — новых и полузабытых, в разных жанрах и разной стилистике.

Среди композиторов были и постоянные уже участники показов — Владимир Кобекин (кстати, один из инициаторов и организаторов сочинских встреч), Александр Журбин, Александр Пантыкин, Ирина Цеслюкевич, Ольга Петрова. Были и те, кто прибыл впервые, — Владимир Дашкевич, Александр Кулыгин, Ирина Брондз, Юрий Фалик.

Произведения звучали и те, что уже приняты театрами, как «Ревизор» В. Дашкевича (репетируется в Новосибирском театре оперы и балета) или «Гамлет Датский, или Российская комедия» В. Кобекина (принят к постановке в Музыкальном театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), и те, что практикам пока неведомы. Среди пока не поставленных — забавная опера-учебник О. Петровой «Пупок», очаровательный «очень маленький детский балет о рождении младенца Христа» под названием «Рождество. Мария. Пастухи» И. Цеслюкевич, забавный опус А. Пантыкина с загадочным названием «Флюм-пам-пам».

Буквально нарасхват пошли произведения для детской аудитории, показанные Ириной Брондз, которая уже много лет обеспечивает (хотя и не только она) репертуар собственного театра «Карамболь». А еще дни напролет участники прослушиваний пели темы из «Теремка» (по С. Маршаку) Александра Кулыгина.

Нововведением программы встреч стали показы произведений композиторов, которых уже нет с нами. Музыковед Марина Нестьева познакомила с досочиненной Эдисоном Денисовым оперой Шуберта «Лазарь, или Праздник воскрешения». Рубен Астарян показал видеоверсию знаменитой оперы «Землетрясение» (по новелле Г. Кляйста «Землетрясение в Чили») Авета Тертеряна. Еще одна новость — представление работ учеников. Например, запомнилась Анастасия Беспалова, сочинения которой представлял В. Кобекин. Если не изменятся планы, то ее оперу «Шпонька и его тетушка» по Н. В. Гоголю мы вскоре услышим в Мариинском театре.

Замечательная особенность нынешнего Сочи в том, что впервые можно было констатировать прямую результативность встреч композиторов с театрами. В Омске поставили балет О. Петровой «Гадкий утенок», весной пройдет премьера оперы В. Кобекина «Маргарита, держись» в Саратове. На подходе реализация и других показанных на черноморском побережье проектов (о них из суеверия не хочется сообщать заранее).

Это значит, есть прямая отдача той работы, которая на первый взгляд кажется приятным времяпрепровождением. Именно возможность не только официального, но и неформального общения и приводит к практическим результатам, возникновению новых творческих союзов, новых идей и замыслов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.