Л. Яначек. «Лисичка. Любовь» (по опере «Похождения Лисички-плутовки», редакция Е. Бражника). Московский детский музыкальный театр им. Н. И. Сац. Музыкальный руководитель и дирижер Евгений Бражник, режиссер Георгий Исаакян, художники Филипп Виноградов и Валентина Останькович

В Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац появился спектакль, к которому не сразу и понимаешь, как относиться: «Лисичка. Любовь» по опере Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки». Название, как видите, изменено. Потому что похождений плутовки в спектакле нет вовсе. Евгений Бражник, дирижер и постоянный соавтор режиссера Георгия Исаакяна в его самых дерзких поисках, поняв, что авторская партитура, изысканно красивая, слишком сложна, вынужден был создавать самостоятельную редакцию оперы, приспосабливая ее к условиям театра, к детским голосам, потому что среди исполнителей в этой опере есть и дети. И получился очень странный спектакль с участием детей, но не совсем для детей, который водит зрителя за нос, как главная его героиня Лисичка водит за нос Егеря. Режиссер считает, что зрелище адресовано «подросткам, тинейджерам, молодым людям, только вступающим во взрослую жизнь…». Однако подростки, на мой взгляд, очень далеки от того, о чем говорят в своем спектакле режиссер Исаакян и дирижер Бражник.
Свои размышления о жизни и любви, о потерях и о смерти два зрелых художника упрятали в изящную, хитрую, с потайными замочками и дверцами шкатулочку «детского театра». Есть такие деревянные игрушки: вырезанные фигурки, которые, сложившись, превращаются в гладкую фанерную плоскость, и, не вглядевшись, в нее, не увидишь, что в ней множество искусно вырезанных узоров, которые скрывают свою красоту до поры до времени. Вот на такой гладкой, цвета теплого дерева «фанерке» и происходит жизнь героев «Лисички».
Это остроумно решенное пространство сочинили Филипп Виноградов и Валентина Останькович (соавторы Георгия Исаакяна по спектаклю «Любовь к трем апельсинам», лауреаты «Золотой маски»). Игра начинается в тот момент, когда взрослые люди выходят на пустой, готовый к превращениям помост, снимают с него черный покров, начинают примерять на себя откровенно бутафорские заячьи и лисьи ушки, звериные шапочки и птичьи носы. «Нет, всетаки это детский утренник», — думаешь ты. А они расстилают голубую тряпочку — болотце с камышами, зеленую — полянка, а все ушастые существа прячутся по разные стороны помоста. Этот молчаливый хор (не правда ли, странно для оперы? Оксюморон какой-то) будет присутствовать в спектакле постоянно. Молодые артисты, которые превращаются то в обитателей леса, то в молчаливых свидетелей событий, тоже участники разворачивающейся вокруг них игры. Или жизни? Это понимаешь не сразу.
В спектакле времена года сменяют друг друга на наших глазах. Люди хора окрашивают деревья в нежно-зеленый цвет или расстилают снежный покров, меняется свет, падают листья и снег, появляются огромные цветы и дивные сказочные растения, на них зреют огромные плоды и семена. А потом все снова под белым снежным покровом. И так будет всегда. Природа играет. Создатели спектакля нам словно говорят: посмотрите, как просто все это можно сделать. Буквально своими руками. Попробуйте! Это словно книжка-театр, где из прорезей возникают и поднимаются силуэты деревьев, стены дома, заборы. Наивный детский мир, созданный для забавной игры в лисичку-плутовку.
И это опять обман, словно и нас дразнит маленькая рыжая лисичка, которую поймал Егерь (Денис Болдов) для забавы своим детям. Потому что музыка Яначека и история, которую рассказывает режиссер, вовсе не для детского театра. Прелестная маленькая Лисичка подрастает у Егеря в загоне и превращается в молодую Лису, которая томится в неволе. Она освободится и всю жизнь будет дразнить его, мелькая своей яркой рыжей гривой как обещание какой-то несостоявшейся встречи. С момента ее освобождения что-то происходит с главным героем, егерем.
Он не может забыть эту плутовку, которая обманула, перехитрила его.
Жизнь Лисички гармонична и естественна, как все в природе. Встреча с Лисом Златогривеком (Анастасия Ялдина), законный брак, куча прелестных лисят. У Татьяны Ханенко это такая пышнотелая Лиса во цвете лет, которая должна нравиться буквально всем — и человеческим мужчинам, и лисьим особям мужского пола. Под стать ей и солидный Златогривек. Добротное буржуазное семейство. Только нет тайны, которую несет в себе музыка, печальная и нежная, нет легкого рыжего облака, которое нет-нет да и мелькнет перед глазами, и душу охватит смятение.
А Лисичка в исполнении Веры Азиковой — это видение, которое не дает покоя, это юное грациозное существо, которое живет, хохоча и дразня. Она повинуется зову своей лисьей плоти, затевает изящную любовную игру с юным красавцем Лисом (Юлия Макарьянц), и, не будучи ни лисой, ни особью мужского пола, начинаешь отчаянно завидовать прелестной лисьей паре.
Что уж говорить о мужчинах в спектакле… по этой гармонии тоскуют все. Ноющий Учитель, он же жужжащий Комар (обе партии исполняет Петр Сизов), скорбящий о своей первой любви, Пастор, он же оскорбленный Барсук (Николай Петренко), которого выгоняет из его норы коварная Лисичка, и Егерь — мужская троица, которая, как водится у мужского племени, сидит в трактире и запивает пивом воспоминания о своей первой любви. Троица обсуждает красавицу Теринку и демонстрирует вечную мужскую скорбь по неудавшейся семейной жизни. Жизнь людей здесь лишена поэзии. Семейство Егеря — озабоченная жена (Алиса Райская, она же — хлопотливая Сова), визгливые дети и стареющий пес (Константин Ивин), хлопотливые глупые куры. Все это подано в спектакле иронично, почти карикатурно.
В жизни Лисички поэзией наполнено все — яркая, украшенная причудливыми весенними цветами любовь, радостная лисья семья, окруженная плодами осени. Правда, в этой прекрасной лесной жизни есть самая главная беда — люди. И один из них, Гарашта (Дмитрий Почапский), убивает Лисичку. Именно ему, грозному охотнику в мохнатой разбойничьей шапке, отдала свою любовь прекрасная Теринка, о которой мечтает Учитель. Спасая своих многочисленных лисят, Лисичка мечется, дразнит охотника, уводит его от своего семейства. И… становится всего лишь рыжей лисьей шкуркой, охотничьим трофеем, подарком для прекрасной невесты.
С этим выстрелом заканчивается тайна. Исчезает магия рыжей Лисички, которую убили только потому, что она лиса. Зато у Теринки появляется новая муфта. Там, где вмешивается человек, игра и поэзия превращаются в практичную жизнь. И эта жизнь пошлая, она против Природы, против Игры и Поэзии. Только Егерь, душа которого навсегда ранена рыжим веселым чудом, появляется на лесной поляне и вспоминает свою юность, свою девушку, свою встречу с Лисичкой. Егерь в исполнении Дениса Болдова настоящий лирический герой спектакля. Исаакян часто обращается к теме невстречи, к невозможности встречи на земле. Потому что любовь — чувство магическое, она может околдовать человека, заставить полюбить Русалку или Лисичку. И человек будет томиться и не понимать, что с ним происходит.
Жизнь между тем завершает свой круг. Егерь лежит под тем же деревом, у которого встретил Лисичку, перед ним скачет зеленый лягушонок, появляется маленькая Лисичка, наверное, дочка той, которая так долго дразнила его. И он засыпает. Чудесная музыка окутывает этот мир, сочиненный вокруг Лисички и Егеря, звуки уплывают вверх, и лесные обитатели, бабочки, стрекозы, птицы, окружают уснувшего навсегда человека, утешают его, примиряются с ним. Эти звуки, наполненные удивительной радостью приятия божьего мира, проводили когда-то и Леоша Яначека, тоже тосковавшего о несбывшемся. Музыка заключительной сцены оперы «Похождения Лисички-плутовки» звучала на похоронах композитора в 1928 году.
Декабрь 2015 г.
Комментарии (0)