Т. Слободзянек. «Одноклассники. Уроки жизни». Театр BT (Алматы, Казахстан).
Режиссер Барзу Абдураззаков

BT — молодой театр. В ноябре 2015 года он впервые показал свою работу за пределами Алматы: прилетел на международный фестиваль в Петербург. И получил там Гран-при — «Одноклассники. Уроки жизни» были признаны лучшим спектаклем «ARTОкраины».
История театра началась три года назад, когда азартная и бесстрашная Айгуль Султанбекова ушла из банковского дела, в котором ее карьера складывалась весьма успешно, вложила средства в проект, который назвала «BT» (Business Th eatre), и стала его директором. На жизнь независимый коллектив зарабатывал психотренингами, но на постановку спектаклей, и на аренду помещения, и на зарплату вырученных денег все же не хватало. «Одноклассники» были поставлены весной этого года, а летом театр оказался без площадки и на грани закрытия. Оборудование пришлось продавать, чтобы покрыть долги, а на поездку в Россию собирали всем миром: театр просил помощи у своих зрителей; помогли Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова (несколько актеров — ее студенты и сотрудники) и Министерство культуры. Но теперь, после победы на фестивале, ситуация неожиданно (но не случайно!) изменилась к лучшему — театр снова обрел площадку.
Случайным успех спектакля действительно не назовешь. Прежде всего, театр выбрал верный путь подбора команды: была проведена творческая лаборатория для молодых актеров, режиссеров, драматургов и критиков. В этих лабораторных пробах и нашли друг друга те, кто теперь играет спектакль, а поставил его известный режиссер из Таджикистана — Барзу Абдураззаков. Вот и вторая составляющая художественной удачи: педагогическая режиссура, которая объединила артистов, собрала их в ансамбль тонко слышащих друг друга людей.
Пьеса Т. Слободзянека «Наш класс. История в XIV уроках», написанная в 2008 году, уже известна российскому зрителю, идет во многих городах, в том числе в Петербурге (см. «ПТЖ» № 80). Она создана на документальном материале и проливает свет на чудовищные факты, о которых польское общество долгие десятилетия предпочитало не знать: в 1941 году в местечке Едвабне местные жители, поляки, убили и сожгли заживо 1600 собственных соседей, евреев, рядом с которыми они издавна жили и трудились. Это лишь одно из подобных злодеяний, которые тогда совершались в Польше (и, увы, не только там, но именно в Польше все-таки в наши дни идет важнейший процесс осознания и признания вины за содеянное в годы войны и после нее, когда еврейские погромы продолжались). Ожесточение конфликтов на национальной почве, происходящее сегодня в нашей стране, разжигание межэтнических войн по всему миру заставляет художников размышлять о том давнем опыте, который, похоже, ничему не научил человечество… И пьеса звучит современно и жестоко по отношению к зрителям, ведь ее герои — не какие-то особенные изуверы, а обычные люди, такие же, как сидящие в зале. Страшный вопрос не может не возникнуть в голове: неужели каждый способен на такое?
Можно было предположить, что в Казахстане, как и на многих территориях бывшего СССР, тоже существует межнациональное напряжение, чреватое конфликтами… Создатели спектакля сказали на встрече с публикой (такие беседы проходили на фестивале после показов), что это не так. В любом случае, работа Абдураззакова не об этом, не о религиозных и национальных войнах. Наверняка режиссер с актерами занимался историей Второй мировой войны, наверняка они смотрели фильмы тех лет и слушали песни (облик ребят на сцене, музыка и стиль спектакля говорят о том, что такая работа проделана), но все-таки «Одноклассники» и не историческая хроника, и не актуальный репортаж. Абдураззаков ставит о вечном. Человек и его жизнь. Почему человек не может прожить эту жизнь в любви, почему он разрешает злу вырваться из его нутра и затопить в крови все вокруг…
Решение обезоруживающе простое: на сцене только стулья для десяти учеников и у стены пианино — ведь в классе иногда стоит музыкальный инструмент. Переставляя стулья, то соединяясь в хор, то разделяясь на сольные и дуэтные сцены, но ни разу не уходя с площадки за кулисы, десять артистов рассказывают историю одноклассников. С детства и до самого конца. Начинается все с переклички — каждый называет себя и сообщает, чем будет заниматься в жизни, какую профессию изберет. В финале (и это сделано режиссером, не драматургом) все вновь по очереди говорят о себе, очерчивая всю биографию от года рождения до года смерти. «И это вся моя жизнь?» — спрашивала себя Дора, когда ее вместе с маленьким сыном толкали в овин, чтобы сжечь вместе с остальными евреями… И такой вопрос поставлен перед каждым героем. Один из лейтмотивов — польская народная песня про кукушку, «Ой, кукава-кукуленька», нежная и грустная, как колыбельная. Мелодически она оттеняет жуткие события, раз за разом напоминая: все эти озверевшие, обезумевшие люди совсем недавно были детьми, и им пела мать над люлькой. Но кукушка уже посчитала оставшиеся им годы.
Десятеро было: пять поляков и пять евреев. Учат правила склонения, стишки и считалки, влюбляются, дерутся из-за девчонок, но вот уже потасовка перерастает в жестокую драку, глаза наливаются злобой. Веселый щебет сменяется тишиной, в которой слышно только тяжелое, с хрипом, дыхание. Ревность, обида, подозрение — все может быть искрой, которая разожжет костер. Вовлеченные в массовую катастрофу войны одноклассники становятся врагами… Нет, не так. Они не идейные враги, потому что действуют почти бессознательно, инстинктивно. И это еще страшнее! Инстинкт — убивать себе подобных? Казахские актеры — красивые, необыкновенно живые, с чистыми светлыми лицами — явственно транслируют в зал собственный ужас от того, что они открыли в своих героях.
Все эти лица невозможно забыть. Рослого эффектного Зигмунта, подлого и циничного, готового идти на службу любому режиму (Вахит Изимов). Повторяющего религиозные догмы и при этом убивающего евреев запутавшегося Хенека (Нургиса Куанышбайулы). Жалкого, но самого незлобивого толстяка Владека (Мирас Исаев), спасшего еврейку Рахель от смерти: заставил ее перейти в католичество и обвенчался с ней. Рахельку, ставшую Марианной (Жанель Сергазина), тоненькую красавицу, зубрящую катехизис, чтобы не погибнуть. Забавную, наивную до дурости юную Зоську (очень точная работа Акниет Орынтай), без всякой задней мысли оставляющую умирать несчастную Дору (Мадина Кульсеитова играет серьезно и горько) и при этом спасающую ее мужа, бабника и хитреца Менахема (Бахтияр Байсерик ведет своего героя от легкомыслия к бессердечности и подлости). Рысека, который в припадке ярости изнасиловал свою школьную любовь — Дору и побоялся потом спасти ее от огня (эмоционально мощная, страшная работа Виталия Куприянова). И светлого умницу Якуба Каца, первую жертву погрома: сцену его убийства обаятельный Акжол Ерланулы и его партнеры играют очень медленно, мучительно долго.

Один из евреев уехал в Америку и избежал всех ужасов братоубийственной бойни. Абрам (Мади яр Сарыбай по профессии не актер, а театровед), растерянный, не понимающий, что происходит на покинутой родине, с таким горестным недоумением вопрошает, бросаясь к каждому из одноклассников: «Ребята! Почему мне никто не пишет?» В финальном письме Абрам перечисляет имена своих многочисленных потомков — детей, внуков, правнуков. Десятки имен. Этот список звучит как торжествующая песня жизни!
Последняя часть спектакля отличается от пьесы. Режиссер сокращает текст, в котором много невеселых, а иногда мерзких подробностей о жизни каждого из персонажей в послевоенные десятилетия, о том, как многие из них так ничего и не поняли. Героям спектакля даровано чувство вины, прощение, свет. Якуб (а на самом деле — актер Ерланулы) останавливает действие и предлагает (не героям — а своим партнерам) сыграть урок последний, его тема — «Послесловие». Барзу Абдураззаков разрешает им всем выйти с последним словом и остаться сидеть вместе, снова в одном классе, а потом обняться — каждому с каждым. Так искусство театра может преодолеть ненависть и вернуть людей к любви…
Ноябрь 2015 г.
Комментарии (0)