Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

НА ЭТЮДАХ

А. Чехов. «Попрыгунья».
Совместная работа курсов профессора В. М. Фильштинского и профессора В. И. Фирера, СПбГАТИ

«Попрыгунья» — рассказ-мщение. В нем Чехов неблагородно и недружески мстил во второй реальности другу Левитану за роман того в первой реальности — с чеховской лирической собственностью Ликой Мизиновой (у героини, Ольги Ивановны, внешность Лики), заодно предав огласке роман Левитана с сорокадвухлетней Софьей Кувшинниковой. Как бы воспев в образе Дымова, а на самом деле не пощадив попутно ее мужа, доктора Дмитрия Павловича Кувшинникова, который, в отличие от доктора Дымова, не умер от дифтерита, а прожил со своей женой до конца дней. Надо сказать, меня сегодня больше всего интересуют чувства Д. Кувшинникова, закрывшего журнал «Север», где была напечатана «Попрыгунья». Возмущенный Левитан порвал с Чеховым на три года, Софья тоже на сколько-то, все громко, звонко, но в конце концов все снова стали общаться, и был только один человек, который более никогда не подал Чехову руки. Это доктор Кувшинников. Провожавший его когда-то на Сахалин, помогавший любовнику жены Левитану вернуться в столицу, когда того выселяли за черту оседлости… Левитана простил, а Чехова нет. Вот уж, право, сюжет для большого рассказа…

Для большого рассказа и взрослая тема несмыкания мира естественно-научного и художественной среды. Ведь если убрать ироническое, ревнивое описание «богемы», к которой провинциал-одиночка Чехов никогда не принадлежал и в которой крутится Ольга Ивановна, отыскивая «знаменитостей», то рассказ может выйти о том, как человеку художественных пристрастий труден контакт с людьми науки и нехудожественной, пусть и великой, практики… Как преступно неинтересно бывает все кроме «этюдов» — познания действительности через образ, а не через научный опыт…

Это темы взрослые, а «Попрыгунья» — первый учебный спектакль на III курсе В. М. Фильштинского. С одной стороны, казалось не очень ясно, для чего взяли в учебную работу этот рассказ. С другой — материал выбран явно «на вырост»: путем чтения чеховской прозы ребята усваивают «базовые» нравственные постулаты: не надо охотиться за легкой жизнью, Чехов презирает околохудожественную богему, надобно работать, делать дело, а не тусоваться. Пафос нужный и благородный.

Н. Толубеева (Ольга Ивановна), С. Серзин (Рябовский). Фото Е. Головиной

Н. Толубеева (Ольга Ивановна), С. Серзин (Рябовский).
Фото Е. Головиной

Е. Антонов (Дымов). Фото Е. Головиной

Е. Антонов (Дымов).
Фото Е. Головиной

Спектакли в аудитории — по определению спектакли «бедные». Курс художников В. Фирера раскидал по сцене несколько подрамников с раскрашенными «холстами» (ничего нет — только цвет: восхищайся этим «ничем»! Вот Ольга Ивановна и восхищается…). Несколько станков, сдвинутых к середине, образуют единый помост — место довольно долгих выступлений «богемы» (каждый из студентов имеет свой этюд, рассказ вообще размыт этюдами) и кровать, на которой возлежит то и дело в часы досуга Ольга Ивановна. На помост, «смазав карту будня», небрежно кидают разноцветные полотнища — то ли палитра Рябовского, то ли краски жизни…

Я видела тот состав, где Ольгу Ивановну играла Надежда Толубеева, из всех своих родственников больше всего похожая на бабушку — александринскую актрису Тамару Ивановну Алешину. В прошлом номере «ПТЖ» писал, что серьезные актерские дебюты в нашем уездном городе редки и сплошь связаны только со школой Фильштинского. Вот и «Попрыгунья» — ранний дебют Надежды Андреевны Толубеевой, неожиданно темноволосой (Ольга Ивановна блондинка), серьезной, будто стыдящейся того, как живет ее героиня, но стоически проходящей с Ольгой Ивановной весь путь взросления. Здесь нет самоидентификации, отношение дается сразу.

Спектакль получился о том, как, проносясь галопом по жизни (Ольга Ивановна вприпрыжку скачет по 51-й аудитории «от портнихи к художникам»), можно потерять себя. Это назидательнее, чем у Чехова, местами по-учебному наивно (например, ведут повествование два «Чеховых» — ход в дурном смысле «самодеятельный», да и исполнено плохо…). Из персонажей больше других запоминаются живописный Рябовский (Семен Серзин) и «разночинского» вида друг Дымова Коростелев (Михаил Касапов) — персонаж подлинный, непоказной и именно чеховский.

В финале спектакля герои распахивают занавеси задника — и за ними открываются окна: настоящая стена, тусклый свет… жизнь. В окна аудитории, повернувшись к нам спинами, смотрит то ли толпа, пришедшая на похороны Дымова, то ли молодые актеры. Так или иначе, искусственный свет ненастоящей жизни погас, надо всмотреться в действительность. Вот она, за окном. И что завтра? Надо жить, надо жить…

Май 2009 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.