Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НОРА

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ

Императрица едва успела подняться из маленького кабинета по винтовой лестнице, как родила Наследника.

Из воспоминаний Анны Вырубовой

Коллекция музея театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова известна всему миру своим богатством и разнообразием, но истинную ценность всей коллекции и отдельных ее экземпляров мы узнаем только сейчас.

30 июля 2007 года из постоянной экспозиции музея была извлечена ширма французского театра «Гиньоль» и несколько кукол — «Арлекин», «Капрал» и «Невеста». Для осмотра и подготовки к съемкам фильма о жизни Саввы Мамонтова (режиссер Е. Герасимов, художник Е. Татарская) ширму в начале второго подняли в мастерские, и там при ярком свете в глаза бросились две бумажные бирки, наклеенные на боковой поверхности. Первая — розовая, с надписью «инв. номер 5603» красным карандашом — не вызвала никаких эмоций. Зато вторая привлекла своей необычностью. Незабвенной памяти Михаил Самуэльевич Паниковский про такую наверняка сказал бы: «Эта бумажка из раньшего времени, Шура! Сейчас таких бумажек почти не осталось!» И был бы прав.

На кусочке бумаги размером с небольшую почтовую марку с выцветшим орнаментом и перфорированным, как у марки, краем — четыре короткие строчки, сделанные чернилами: «Александр. дворец пол. насл-ка игральная № 333».

Александровский дворец — резиденция последнего Российского Императора Николая II, значит, слова «насл-к» и «игральная» могут означать, что ширмой играл наследник Российского престола цесаревич Алексей. Обращение к книгам регистрации поступлений нашего музея подтвердило эту догадку. Там указано, что ширма и 7 кукол (с подробным описанием) поступили в музей ГАЦТК из гос. Музея игрушки в 1945 году, куда они попали в 1932 году из музея Екатерининского дворца. Екатерининский и Александровский дворцы, как известно, находятся рядом, и это место по сей день носит название Царское Село. Конечно, находка удивительна сама по себе, но еще более удивительно, что случилась она именно в тот день, о котором в 1904 году Николай II написал в своем дневнике: «30 июля. Незабвенный, великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. В час с четвертью дня у Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем».

1 августа 2007 года ширма и куклы отправились на съемку, впервые покинув стены нашего театра. А 1 августа 1917 года последний Российский Император и его семья навсегда покинули Александровский дворец и отправились в ссылку в Тобольск, которая закончилась расстрелом в подвале Ипатьевского дома. Многие, наверное, слышали про обнаружение останков цесаревича Алексея и его сестры Великой княжны Марии, но мало кто обратил внимание на то, что обнаружены они были 29 июля в воскресенье.

Сразу после отъезда царской семьи в Александровском дворце началась инвентаризация царского имущества, которую проводила художественно-историческая комиссия Временного правительства. В комиссию входили такие видные деятели культуры, как Г. К. Лукомский, Э. Ф. Голлербах, А. Н. Бенуа. Именно они наклеили ту самую бумажную бирку, которая позволила через 90 лет сделать это открытие. В 1918 году большевики провели еще одну инвентаризацию и открыли Александровский дворец для посещения, но экспозиция детской половины просуществовала до 1931 года и была передана в 1932 году в Музей игрушки. Коллекция Музея игрушки была широко представлена в начале 2001 года на выставке в Государственном Историческом музее. На некоторых предметах этой выставки были такие же бумажные бирки, как и на ширме.

На товарной этикетке, сохранившейся на передней панели, указано, что ширма изготовлена эксклюзивно и продана магазином игрушек «Детский рай», располагавшимся в самом центре Парижа на пересечении улиц Риволи и де Лувр. На куклах, в отличие от ширмы, нет никаких указаний об изготовителе, но они сделаны с большим вкусом и удивительны сами по себе.

 

Куклы преподнесли сюрприз ничуть не меньший, чем ширма, ибо их портретное сходство с Николаем и его супругой императрицей Александрой Федоровной заставило достать из экспозиции всех остальных «действующих лиц». Каково же было удивление, когда одна из кукол оказалась похожа на мать Николая II вдовствующую императрицу Марию Федоровну, другая — Полишинель — на светлейшего князя К. А. Горчакова. Арлекин — «плут» и «обжора», смесь невежества, остроумия, глупости и грации — своим огромным, спрятанным под черной маской носом и крючковатой бородой напомнил друга семьи Григория Распутина. А самая, на первый взгляд, невзрачная кукла, одетая как служанка, хотя это Мадлон — жена Полишинеля, оказалась бесспорно похожа на няню цесаревича Алексея М. И. Вешнякову.

Некоторые детали костюмов также свидетельствуют о том, что куклы представляют членов семьи Императора Николая II и его окружение. Так, на пуговицах мундира куклы, похожей на Николая II, изображен якорь, символизирующий в христианской символике спасение и надежду, а само сочетание имени Николая и якоря напоминает о другом Николае — святом Николае Мирликийском, покровителе мореплавателей.

На голове куклы, изображающей Александру Федоровну, под прической осталось несколько маленьких гвоздиков, вероятно для крепления какого-то украшения, возможно диадемы — любимого украшения императрицы.

У куклы, похожей на вдовствующую императрицу Марию Федоровну, отсутствует передняя часть прически, но остались отверстия от гвоздиков, которыми могла крепиться шляпка. На затылочной части кукольной головки сохранился весьма характерный элемент прически — волосы сплетены в косу и уложены на затылке подобием кольца, по-кукольному воспроизводящего прическу Марии Федоровны, которую она носила на протяжении всей своей жизни.

На костюме Арлекина пять пуговиц с изображением пятиконечной звезды. Этот древний символ, расположенный вершиной вверх, обозначал человека Космоса, Учителя, Наставника. «Учитель» — именно так обращалась к Распутину Александра Федоровна. Но если перевернуть звезду вершиной вниз, то она приобретает совсем другое значение и становится символом дьявола. Интересно, что Распутина, с легкой руки журналистов тех лет, до сих пор называют «святым дьяволом».

Меньше всего похожа на своего прототипа кукла «Офицер в треуголке», но это сам Наследник. Под треуголкой спрятаны белоснежные волосы — символ божественного величия. Вспомните, что рождение наследника было воспринято как Дар Божий. Отсутствие же прямого портретного сходства объяснимо тем, что сложнее всего делать портретную куклу ребенка. В нашем театре обычно не берутся за такую работу.

У всех кукол, изображающих членов императорской семьи, головы сделаны из папье-маше, а у Арлекина и Мадлон они деревянные. Это вполне объяснимо тем, что по сюжету пьес театра «Полишинеля-Гиньоля» главный герой лупил окружающих дубинкой. Но бить по голове кукол, изображающих августейших особ, было непозволительно, поэтому все тумаки доставались Арлекину и няне. Скол на бороде Арлекина, возможно, возник в результате драки с Полишинелем.

Внутри некоторых кукольных голов обнаружены кусочки бумаги, которыми оборачивали указательный палец руки для лучшего закрепления куклы. В основном это был крафт, но в одной головке был найден кусочек кальки с фрагментом плана какого-то здания. Расположение комнат, колонны и балконы, а также надписи на чертеже «санитарка» и «грязное белье» позволяют предположить, что это часть плана Екатерининского дворца, в котором располагался лазарет ее Величества Императрицы Александры Федоровны, где в годы войны работали как сама Императрица, так и ее старшие дочери. Приезжал туда и цесаревич. Для раненых устраивались концерты артистов императорских театров. Возможно, и наши куклы участвовали в таких представлениях.

О том, сколько вообще было персонажей в «кукольном театре» цесаревича Алексея, кто их изготовил и кому пришла в голову идея сделать кукол, похожих на членов императорской семьи, нам не известно, но совершенно очевидно, что все они изображают самых близких наследнику людей — Мать, Отца, Бабушку, Няню и… Распутина. Фигура Распутина далеко не случайная в этом списке — вспомнить хотя бы его утверждение и твердое убеждение Императрицы, что пока жив Распутин — жив и Наследник. Полишинель, при всей своей схожести с Горчаковым, скорее всего сам Гиньоль, каким его изображали на плакатах начала ХХ века.

Место изготовления ширмы и кукол говорит об очень высоком положении человека, который заказал и преподнес этот подарок наследнику. Это могла быть, например, бабушка цесаревича Мария Федоровна, которая много времени проводила за границей, в том числе и во Франции. Но вполне вероятно, что этот необычный подарок преподнес премьер-министр Франции Раймон Пуанкаре во время официального визита в Санкт-Петербург 9 июля 1914 года. Вот что об этом визите написал Император Николай II в своем дневнике: «В 11.30 Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей». На следующий день делегация на броненосце «France» покинула Петербург, а через несколько часов Австро-Венгрия объявила ультиматум Сербии. Началась Первая мировая война. Что произошло дальше, всем хорошо известно. Может быть, поэтому мы ничего и не знали об этих куклах, ведь даже участники тех событий в своих мемуарах описывают только ход войны, политический кризис, революции и очень мало пишут о жизни и быте императорской семьи.

Ширма и куклы попали к нам в театр гораздо раньше даты, указанной в журнале учета поступлений. В 1945 году они были зарегистрированы, поступили же после создания в 1937 году музея театральных кукол, первым директором которого был А. Я. Федотов. В путеводителе по музею 1940 года он достаточно подробно описывает ширму и кукол, но… как типичных представителей французского театра. Тогда были другие времена.

Фото В. Шульца
Февраль 2009 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.