Овэс Л. Театр Ольги Саваренской / Сост. Л. Овэс, Л. Жукова. СПб., 2008. 266 с.: ил.

Потому ли, что я знала Ольгу, потому ли, что за ее судьбой встают тени похожих судеб художников, творческая юность которых пришлась на расцвет советского застоя, или потому, что между строчек проступает горечь потери, — но только над этой книгой несколько раз я принималась плакать. Даже не плакать — а рыдать, в голос, от всего сердца. Ольга трудилась в театре много и плодотворно, делала декорации и костюмы к спектаклям Товстоногова, Эфроса, Фоменко, Додина, Яновской, Голикова, Фильштинского, Праудина, Козлова. Лучшие художники-постановщики приглашали ее в свои спектакли как художника по костюмам. Произведения ее приобретались коллекционерами и государственными собраниями: Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургской театральной библиотекой, Центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Щелыковским музеем-заповедником А. Н. Островского (книга содержит каталог этих работ).
И однако — «Когда Саваренской не стало, выяснилось, как много она сделала, как глубоко и серьезно работала». Ольга оставила после себя не только театральные эскизы костюмов и сценографии, исключительно насыщенные по мысли и степени «сделанности», но и серии графики, живописи, прикладных вещей. Когда не было работы в театре, писала «для себя». Многие помнят ее живописную выставку «Все будет хорошо», иронично-интеллектуальную, философскую и очень декоративную, серию «перерисованных» мировых шедевров, разукрашенных под «наив» народного искусства.
То трагическое, что прячется в божественном и простодушном заклинании «все будет хорошо», пронизывает жизнь и творчество Ольги и — вслед за ними — книгу Любови Овэс. Авторская интонация не академически-искусствоведческая — скорее сестринская, дружеская. В книге Любови Овэс, одного из самых серьезных специалистов по сценографии и художественной культуре, есть обстоятельный анализ, подробный профессиональный разбор работ, и все же главным оказывается образ живого человека, художницы и петербургской красавицы Ольги Саваренской, сохраненный для нас автором книги. Какое тихое, сосредоточенное проникновение в процесс творчества, придумывания, делания — как будто вместе с автором следим из-за плеча художницы за волшебством появления тонкой линии на бумаге… затаив дыхание, ждем — что получится? Что сейчас нарисуется? Что родится на таком чистом листе? Так бывает в детстве, когда еще не знаешь, не думаешь о том, что такое техника, стиль, форма, фактура. А просто предчувствуешь чудо рождения. И внезапно понимаешь — ты можешь создать, сотворить, нарисовать — хоть человечка, хоть дом или вот собаку, о которой мечтаешь.
Мечты же были очень близкие и понятные — состояться, работать, иметь семью, не унывать и поделиться тем, чем одарил Господь, — талантом, своим видением и умением, своим мастерством. Какая-то часть творческой личности художницы оставалась невостребованной… Что она испытывала, когда, например, писала замечательный, лаконичный, щемяще-выразительный натюрморт под названием «Половина яичницы»? Театральная природа ее дарования преображала обыденность, превращала простую вещь — в поэзию, и Любовь Овэс очень тонко подмечает все особенности восприятия, все нюансы характера своей героини, исследует ее творчество с тактом и любовью. «Бог — в деталях», — сказал один знаменитых архитектор, и ни одна мелочь, ни одна деталь не остается за кадром внимания автора книги. Так постепенно, с цитатами из интервью и критических статей за портретом Ольги на страницах возникает портрет эпохи, портрет поколения. Вообще материал собран колоссальный. Кстати, Ассоциация книгоиздателей признала «Театр Ольги Саваренской» лучшей книгой 2008 года.
Рассматривать альбом с работами Саваренской — наслаждение. Но есть в книге еще один визуальный ряд — документальный, это фотографии, разные — и любительские, и высокохудожественные, исполненные знаменитыми фотографами. Подбор этих снимков и их монтаж на разворотах меток и содержателен, в них — дыхание времени. Вот — труппа Красноярского ТЮЗа, только что, осенью 1972 года, прогремевшего на гастролях в Ленинграде спектаклями Гинкаса и Яновской. Смеющиеся, счастливые лица, а выше всех стоит кудрявый Вадик Жук с сигаретой во рту и придерживает за плечо улыбающуюся Ольгу. Вот — премьера «Мизантропа» в театре Комедии, 1975 год, Петр Фоменко выводит на поклоны художницу, и невольно отмечаешь, как невероятно красива и обаятельна она была.
Книгу эту стоило бы прочитать людям всех театральных профессий. Не только подержать в руках, восхитившись изданием, и посмотреть чудные картинки, зацепив взглядом отдельные абзацы текста. А прочитать не торопясь, она полезна. Здесь можно отыскать множество технологических советов, секретов ремесла и тонкостей творческих взаимоотношений. Не говоря уж о том, что она увлекательна, как роман, вдохновляет, побуждает к творчеству и вселяет надежду: все будет хорошо!
Май 2009 г.
Ольга моя школьная подруга, мы давно расстались, нечаянно как-то увиделись в театре, узнала что ее нет, и очень больно…это не комментарий, это вздох.