Петербургский театральный мир порой так замкнут на себе самом, что и представления не имеет, что творится за его пределами. Иным живет кино. Насыщенной, крайне разнообразной жизнью — музыка. И если танец классический, то есть балетный театр, входит в сферу интересов театральной прессы, то о современном танце критика все больше молчит, предоставив эту область глянцевым журналам. Специфический зритель, всегда имеющий непосредственное отношение к танцу и как исполнитель, так же далек от будней драматических театров, как завсегдатай академических «больших и малых» — от дискотек, баттлов, сейшнов и т. д. То, что порождается молодежными субкультурами (а именно субкультурой был два-три десятилетия назад хип-хоп, или танец улиц), редко ставится в один ряд с явлениями традиционного искусства.
Все это к слову о границах как о заглавной теме спектакля, о котором пойдет речь. 6 апреля на сцене ТЮЗа им. А. Брянцева был показан спектакль в стиле хип-хоп для шестерых танцоров «No(s) limit(es)» («Без(с) границ(ами)») французской труппы Александры Н’Поссе. Организаторами акции выступили Французский институт в Санкт-Петербурге и «Каннон Данс Центр». Это был рывок — длиною чуть больше часа — в новое, смелое, современное, настоящее, хотя и не совсем театральное, но дышащее театром искусство.
В основе языка, на котором говорят танцовщики, — богатая и особая культура. Хип-хоп — это не только музыка, набор движений и форма одежды, граффити и молодежный сленг. Это способ выражения себя и того, чем жили и живут миллионы людей. Для танца в этом стиле (имеющего, кстати, множество разновидностей) характерна мультитехничность, эклектичность, размытость правил и границ (!) исполнения, активная актерская составляющая.

Спектакль «Nos limites» возник на стыке уличного танца и самого настоящего Театра. Шесть исполнителей (две девушки и четверо мужчин), двое из которых — постановщики спектакля (Мартин Жоссен и Абденур Белали), на языке современного танца рассказывают истории из повседневной жизни. Люди — молодые и старые, агрессивные и ущербные, влюбленные и злые, счастливые и нет, как мы с вами, — живут в определенных границах, которые сами для себя устанавливают. Прорваться за них становится иногда невыполнимой задачей. Некоторые из нас не осознают, что находятся в клетке, откуда есть много путей — вверх, вниз, сквозь… Есть жизнь внутри, есть снаружи, так нам кажется…
Концепцию спектакля наглядно демонстрирует декорация — шесть высоких боксов из металлической сетки, вокруг которых (в буквальном смысле «вокруг») и происходит действие. Захватывающими были почти все номера, но самые яркие — сцена уличного поединка двух враждующих кланов (в кульминационный момент танцовщик прыгает и «бьет» ногой в грудь «противника» так, что тот отлетает в другой конец сцены); любовный дуэт (Он, стоя на месте в луче света, поднимает и вертит Ее вокруг себя, словно она ничего не весит, будто окутывая себя ею); массовый танец, где участники — половина в «клетке», а половина на авансцене — танцуют одно и то же, но как будто не замечая друг друга. Были и «гуттаперчевый» мальчик, и пародия на восточные единоборства, сальто, прыжки, перевороты…
Каждая сцена, будь то дуэт, массовый танец или сольный, — законченная история, сыгранная в своем ритме, режиссерски поставленная и исполненная в совершенном ансамбле. Сюжетные ходы простроены, у каждого персонажа — своя тема. Все сделано по канонам классической, добротной драматической постановки. Только царствует здесь Танец.
Особая художественная ценность спектакля в том, что он смог вывести на сцену и утвердить на ней танец, для исполнения на сцене не предназначенный. Хип-хоп, конечно, теперь почти не танцуют на улицах (когда вы в последний раз видели парня, исполняющего нижний брейк прямо на тротуаре?), он обрел пристанище на огромных площадках типа СКК, где проводятся международные состязания, популярные и очень массовые «битвы». Он стал частью клубной культурой, смешиваясь с другими близкими направлениями, пришедшими с Запада (R’n’B). Огромное количество танцевальных школ и клубов по всей России всерьез практикует этот вид, педагоги стажируются за границей, постоянно проводятся мастер-классы, фестивали, смотры. Это один из самых популярных танцев среди молодежи (к слову, с довольно сложной лексикой). Но, несмотря на агрессивный посыл, свойственный хип-хопу, в арсенале его выразительных средств оказывается много театрального, «язык» его обнаруживает метафоричность и поэтическую красоту, что и продемонстрировал спектакль.
Это был не просто танец! Музыка и полет, современный драйв и неповторимая энергетика. Дерзкое соединение социального протеста с лирикой. Французский шик (кстати, именно во Франции проходит один из самых крупных в мире фестивалей хип-хопа). Исполнители с высочайшим мастерством отшлифовали все возможные неровности и полностью исключили дисгармонию, присущую молодежному стилю танца и стилю жизни. Соединив пантомиму, модерн, акробатику со «стрит-дэнс», драматически простроив сценическое действие, французские танцовщики показали, каким может быть театр, приводящий в восторг как засидевшихся в пыльных креслах критиков и скептиков, так и молодое поколение в безразмерных шароварах и с дредами. Это и есть расширение границ, как его понимают французские танцовщики, приехавшие в Россию показать мастерство исполнения танца, родившегося в негритянском гетто.
Комментарии (0)