Обычно октябрь в Петербурге — месяц «Балтийского дома», большого международного фестиваля. Нынче, превращая Петербург действительно в культурную столицу, прошли сразу три параллельных фестиваля: крупнейший в Европе фестиваль современного танца «ТanzТеатр» (ему был посвящен отдельный номер «ПТЖ», в этом мы тоже публикуем статью о фестивале), фестиваль детских театров Европы (он найдет свое отражение в следующем номере «ПТЖ» под названием «Детский дом»), но посреди всего этого театрального безумия центральное место занимал, конечно, фестиваль Союза Театров Европы.
В 1990 году этот Союз создал великий Джорджо Стрелер. Это крупнейшая европейская организация. В нее входят такие известные труппы, как Старый театр (Краков, Польша), Пикколо театр — Театр Европы (Милан, Италия), Одеон — Театр Европы (Париж, Франция), Королевский Шекспировский театр (Стратфорд-на-Эйвоне, Великобритания), «Мено Фортас» (Вильнюс, Литва), «Школа драматического искусства» (Москва, Россия), Малый драматический театр — Театр Европы (Санкт-Петербург, Россия) и другие. Союз ежегодно проводит фестивали, мастер-классы, семинары по актуальным вопросам современного театра и театрального образования. Союз проводил фестивали в Будапеште, Бухаресте, Дюссельдорфе, Кракове, Милане, Стокгольме, Страсбурге, Тессалониках.
Теперь вот — Петербург в год его юбилея.
В рамках фестиваля прошли спектакли «Шведская летняя ночь» Эвы Бергман (Швеция), «Дядя Ваня», «Пьеса без названия» и «Московский хор» Льва Додина (Россия), «Двенадцатая ночь» Деклана Доннеллана (Великобритания), «Тартюф» Габора Жамбеки (Венгрия), «Юлий Цезарь» Алекса Риголы (Испания), «Вакханки» Зандера Жотера (Финляндия — Греция), «Калькверк» Кристиана Лупы (Польша), «Анатомия. Тит. Падение Рима» Александру Дарие (Румыния), «Филумена Мортурано» Циллы Бэк (Финляндия), «Времена года» Эймунтаса Някрошюса (Литва), «Арлекин, слуга двух господ» Джорджо Стрелера (Италия). В качестве гостя фестиваля приехал спектакль «Очищенные» по пьесе С. Кейн в постановке Кшиштофа Варликовского — совместный проект польских театров «Вспулчесны» (Вроцлав), «Розмайтощи» (Варшава) и «Польски» (Познань).
«Это очень дорогой фестиваль, — говорил на пресс-конференции художественный руководитель театра-фестиваля „Балтийский дом“ Сергей Шуб. — Театры, которые приезжают сюда, знают себе цену, и эту цену мы сегодня способны заплатить. Я горд тем, что мы не просим с протянутой рукой: „Приезжайте к нам в Петербург“, а находимся в партнерском диалоге».
Союз Театров Европы долгие годы воодушевлялся волей Стрелера, это была одна из его акций создания «Театра для людей» (название известной стрелеровской книги). «На Генеральных ассамблеях Союза, — рассказывал Лев Додин, — Стрелер говорил столько, сколько шла ассамблея, часов по восемь. Иногда, чтобы соблюсти видимость демократии, он давал слово кому-то еще — и говорили двое, но это был монолог, не переходящий в диалог. Но, как ни смешно, после этого все решения принимались за пять минут, в отличие от нынешней ситуации, когда говорят все, но в итоге принимается решение — отложить всякие решения…»
Естественно, что зарубежная программа фестиваля началась спектаклем самого Дж. Стрелера «Арлекин». Он идет уже более 50 лет, последние …дцать в нем неизменно играет Ферруччо Солери. «Раз в пять лет, — сообщил на пресс-конференции представитель Пикколо театра г-н Сорези, — осуществляется новая редакция спектакля, которая получает название того города, в котором играется впервые. Так было при жизни Стрелера, так произошло и сейчас, когда, через пять лет после смерти режиссера, театр сделал новую редакцию. Она войдет в историю как „Петербург — МДТ“. Дальше великий спектакль-долгожитель отправится на очередные гастроли по миру, а в Милане начнется фестиваль, целиком посвященный Петербургу. В нем примут участие спектакли Питера Брука, Патриса Шеро, Льва Додина…»
«Стрелер был человеком военного времени, — говорил на пресс-конференции Лев Додин. — Он впитал идеи братства, единства, дружбы, общности (слова, которые сегодня не принято употреблять). Он хотел объединить театры, занимающиеся общим делом, и до сих пор (хотя с уходом Джорджо ситуация изменилась) Союз театров Европы питается энергией его заблуждения… Есть отношения дружбы, есть радость узнавания хорошего чужого спектакля, радость открытия чужого спектакля как своего, есть радость общения людей, обуреваемых одними и теми же чувствами».
Комментарии (0)