Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЗАПИСКИ ЗАВСЕГДАТАЯ ЮБИЛЕЕВ

70-летний юбилей театра им. Ленсовета

С некоторых пор я очень полюбила юбилеи. Так как мне самой о сколько-нибудь уважительной дате и мечтать не приходится, то я с удовольствием принимаю участие в праздновании чужих. А этот год особенно богат: знаменательные даты празднуют и город, и театры, и художественные руководители, и любимые актеры.

А я хожу, смотрю и рукоплещу.

Еще хочу признаться, что половину своей жизни я являюсь страстной поклонницей, даже, не побоюсь этого слова, фанаткой театра им. Ленсовета. Поэтому присутствие на семидесятилетии любимого театра я сочла своим человеческим долгом, а вовсе не профессиональной необходимостью, как постаралась внушить педагогам.

Перед началом празднества зрители в фойе театра встречались, здоровались, улыбались и вели задушевные беседы. Как и полагается на подобных мероприятиях, здесь все приглашенные знали друг друга. Это было приятно и волнующе, в конце концов, не так уж часто деятели петербургских театров могут наслаждаться обществом друг друга. К третьему звонку стало очевидно, что светская часть юбилея удалась.

Все первое отделение праздника нас радовали сами юбиляры. Сначала художественный руководитель кратко рассказал о легендарном прошлом театра им. Ленсовета, перечислил забытые фамилии. Нужное впечатление было достигнуто: даже случайные зрители поняли, что до появления Владислава Пази у театра было прошлое. Какое-то. Славная история театра им. Ленсовета была обрисована бегло, не очень внятно, зато лаконично и в темпе. А вот блестящее настоящее любимого театра нам демонстрировали два часа. И это было верно! Потому что тридцать лет назад театральная элита спектакли Владимирова знала не понаслышке, а некоторые застали и Акимова. Но кто, кроме случайно проникших на празднование студентов, видел сегодняшние шедевры «Банан» или «Поживем — увидим»? Так что это была единственная возможность предъявить театральной общественности нынешние достижения юбиляров. Поэтому первое действие было, во-первых, познавательным. Во-вторых — скучным. Скучным оно было для меня, пересмотревшей в этих стенах все спектакли за последние годы. Но, как ни странно, скучали даже те счастливчики — чуть ли не весь зал! — для которых все это было впервые. Интересно, кто же был тот счастливый зритель, ради которого стоило затевать эту демонстрацию длиной в два часа?

Нет, конечно, была у этого показательного выступления своя драматургия. Не очень затейливо, не слишком увлекательно, но в какой-то мере логично сцены из спектаклей переплетались с танцами и песнями. Началось действие с отрывка из «Фредерика, или Бульвара преступлений», что справедливо — спектакль получился в стиле «ностальжи», совсем «владимировский», и к тому же «про себя». Про легкий, игровой и легкомысленный театр им. Ленсовета, который любим именно за то, что он такой. Заканчивалось все монологом из того же «Фредерика». А внутри этой «канвы» мы видели, как предполагалось, все лучшее или, по крайней мере, все характерное из репертуара театра. Комедийные сцены и драматические, песни лирические и разудалые, танцы стильные и зажигательные. Но мне, как знатоку, было очевидно, что сцены из спектаклей выбраны не самые «убойные» и в большинстве случаев без контекста не внятные. Вторая часть первого действия получилась удачнее, может быть, потому, что была отдана актрисам. Они поочередно выходили на сцену в костюмах разных эпох и стилей, чтобы от лица своих героинь произнести смешные или пронзительные монологи. Этот парад «Женщины и страсти» завершила мадемуазель Жорж в исполнении Ларисы Луппиан, которая, подводя черту и снимая маски, призналась, что все они — комедианты и поэтому — самые здравомыслящие люди, поскольку так часто играли любовь, что уже не верят в нее, и что, конечно, «весь мир — театр». И тут, в первый раз за вечер, я почувствовала некий душевный подъем, потому что, на мой сентиментальный вкус, пафос необходим для любого юбилея. Я смахнула слезу и решила, что вот теперь юбилей удался.

Но недаром Владислав Пази прославился постановкой мелодрам. Следуя законам любимого жанра, он, вероятно для того, чтобы усилить эффект, позволил прекрасной Светлане Письмиченко надрывно исполнить песню Эдит Пиаф, своим студентам — бодро станцевать танец из мюзикла «Кабаре». А один из старейших и замечательнейших актеров труппы Дмитрий Барков вышел на сцену с салфеткой через руку, чтобы ностальгически вспомнить о том времени, когда он пришел сюда молоденьким мальчишкой. Зал отозвался аплодисментами, потому что тоже помнил то время. И только после всего этого наконец-то появился Сергей Мигицко — Фредерик и страстно и взволнованно заговорил о душе комедианта. Но, к сожалению, эмоциональное напряжение уже спало, пафос улетучился, и волновало только одно: будет ли, наконец, антракт?!

Во втором действии юбиляры принимали поздравления. И тут я, с недавних пор ставшая завсегдатаем подобных радостных мероприятий, обнаружила, что существует некий «актив», группа актеров от каждого дружественного театра, которые перемещаются с юбилея на юбилей с одними и теми же поздравлениями, лишь незначительно меняя их. Такая досада — я опять скучала, потому что все это уже видела! Но на этот раз, вероятно, скучала не я одна, потому что с большинством зрителей я встречалась на предыдущих празднествах. Поток желающих поздравить театр им. Ленсовета не оскудевал, они были многословны, номера превращались в спектакли, зрители сбегали шеренгами. Ряды именинников, сначала торжественно восседавших на сцене, тоже постепенно редели. Я мужественно продолжала сидеть, потому что путь к отступлению мне преграждали ноги одного художественного руководителя, одного драматурга, одного вице-губернатора и нескольких известных актеров. Боясь отдавить все эти глубокоуважаемые конечности, я самоотверженно терпела до половины двенадцатого. Но тут оказалось, что большинство присутствующих в зале ездит на метро, и началось массовое бегство. В общем потоке вынесло и меня.

Юбилей театра им. Ленсовета оставил меня в грустном недоумении именно потому, что это были — ленсоветовцы. Которые — и это всем известно — умеют делать праздники веселые, искрометные, музыкальные, игровые. Отчего же свое семидесятилетие они решили отпраздновать так скучно, заурядно, без задора и радости? Неужели постарели?..

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.