Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЗАПИСКИ ТАНЦОРА

Утро 23 сентября 2003года.

Я спешу в «Балтийский дом» на мастер-класс Дианы Элсхаут и Франка Хэндлера из Голландии. Издали театр напоминает мрачную крепость, которую я не раз брала штурмом со своими братьями-студентами во время театральных фестивалей и премьер. К моему удивлению, мое тело успешно преодолевает вахту и взлетает на второй этаж театра. Еще никого нет.

Огромное пространство, окруженное колоннами и балкончиками.

Я приземляюсь на пол, и мой позвоночник погружается в мягкий серый линолеум…

Надо мной висит огромный белый шар…

И я лежу на шаре, наблюдая, как тело мое расслабляется, повинуясь силам гравитации…

Собираются люди. Вижу знакомые лица…

А вот и педагоги: Диана и Франк. Оба рыжеволосые… И в глазах вопрос: кто же мы такие, русские танцоры?

Как и полагается, началось все с круга знакомств.

Оказалось, что приехали ребята из Липецка, Кирова, Красноярска, Москвы…

География страны представлена от Волги до Урала и Сибири.

География танца — балет, модерн, джаз, импровизации, варьете, театр, терапия и психология. Началась работа в парах.

Задание простое: оба начинают с закрытыми глазами. Затем один кладет руки на спину партнера, внимание которого на исследовании собственной спины.

На моей спине оказались руки Егора, который предупредил, что он не танцор.

Ну и что? Ведь движение присуще всем…

Первые минуты мы просто дышали, прислушиваясь к дыханию друг друга… синхронизируя наше дыхание…

Воздух приводил в движение мои органы, мышцы, позвоночник…

Воздух просачивался сквозь кожу моей спины и ладони партнера…

Диана предупредила: «Импульсом для вашего совместного движения станет дыхание. Не спешите, слушайте! И оно случится».

Спина реагировала на тепло рук, как кошка, потягиваясь от удовольствия.

Голова и хвост моего позвоночника то приближались друг к другу, то удалялись, ведя собственный диалог с руками партнера.

Тело двигалось в пространстве: падало, скручивалось, вытягивалось…

Доверяя рукам…

Слушая импульсы, исходящие из них… охраняемое ими…

А кошки ведь тоже танцуют…

25.09.03

Мастер-класс продолжается.

Сегодня мы работали с пространством, прорисовывали его…

Линии, окружности…

Сначала карандашом был наш нос, затем локоть, а затем и все тело.

Фойе оказалось необыкновенно динамичным пространством: вертикали колонн, изгибы перил, арки свисающих портьер, зигзаг кистей, диагонали лепнины на потолке; черные штрихи на сером линолеуме, оставленные вечерними зрителями; зигзаги безумных звезд, свисающих с потолка; коллажи театральных фотографий и огромный белый шар, висящий под потолком…

Шар, на который вечером проецировали зачем-то черно-белые самолеты.

А днем я запускала туда птиц…

26.09.03

Последний день занятий у Дианы и Франка.

Урок начался с рисования.

Каждому был выдан белый лист бумаги, на котором предлагалось нарисовать трехмерный куб, соединить углы диагоналями, найти центр куба… — 27основных точек нашей кинетической сферы. Самым сложным было для меня найти центр, так как мой куб оказался весьма непропорциональным, немножко пьяным…

Франк успокоил: «Это не геометрия, это творчество».

Я радостно вздохнула, когда геометрию с листа бумаги предложили перенести в пространство. И каждый занялся созданием своего собственного куба в пространстве, собственного «дома». Фундамент опирался на девять точек, в центре куба — человек-модель Леонардо да Винчи. Созданием этой системы движения, связанной с пространственной геометрией и архитектурой, занимался Рудольф фон Лабан в 1920-30-х гг. Затем принципы Лабана были использованы для создания собственного неповторимого стиля хореографами У. Форсайтом и М. Каннингхемом. В 80-х гг. Каннингхем создает компьютерную программу «LifeForms» для моделирования движения и хореографии. Создав виртуальное тело, он продлил собственную жизнь как танцовщика, ему сейчас 80 лет.

В теории я была знакома с принципами Лабана, но как их использовать в моем танце, я смутно представляла. Франк и Диана, наблюдая за нашими импровизациями, что-то бурно обсуждали по-голландски, а затем по-английски давали короткие комментарии, направляли нас туда, где мы совершали небольшие открытия…

В кубе оказалось место и классическим позициям, и спиральным, и ломаным движениям… Сочетания линий и окружностей давали особенную динамику нашим движениям…

Диана и Франк оказались очень чуткими педагогами: каждый класс был построен, исходя из информации, полученной от учеников на предыдущем классе; сосредоточен на тех моментах, которые требовали более внимательной проработки.

С первого дня мастер-класса многое изменилось…

Отношение педагогов к нам, ученикам…

Ученикам талантливым и думающим…

И не виноваты голландцы в том, что приехали с просвещать неграмотных в смысле танца… Оказалось, что не все так печально, как представляют наши организаторы фестиваля и критики…

Конечно, нам нужны мастер-классы, видео-показы…

Но главное — нам нужен диалог.

25 сентября в здании Про-арте состоялась встреча с голландскими хореографами Анук ван Дайк, Дианой Элсхаут, Франком Хэнделером и директором Амстердамского Театрального Института города Онно Стоквис.

По другую сторону — танцоры и хореографы из Кирова, Красноярска, Липецка, Казани, Саранска, Екатеринбурга, Уфы, Москвы и Петербурга.

Вопрос с одной стороны — ответ с другой, как и полагается…

Об образовательной политике Нидерландов…

О Карабасах-Барабасах Поволжья…

Кто-то просил о помощи…

«А вот в Красноярске губернатор поддерживает современный танец… даже существует ТВ-канал, транслирующий современные европейские постановки танца и театра…»

«А в Казани мастер-классы и летние школы современного танца, подобные питерским, существовали уже в начале 90-х гг.».

Страна огромная, и в провинции процесс развития современного искусства идет давно… Существуют образованные танцоры и хореографы… Существует неравнодушный зритель… И беда не в отсталости провинции…а в дистанции… В том, что централизованная политика нашей страны развила близорукость наших столиц… И в том, что нет у нас системы образования в современном танце…

И в том, что государству в ближайшие десятилетия наплевать на современное искусство…

Дистанция между Питером и Красноярском…

Дистанция между Москвой и Питером…

Дистанция между искусством и государством…

Дистанция между Россией и Европой…

Дистанция между мной и тобой…

В какой-то момент дискуссии стулья были сдвинуты к центру…

Ноябрь 2003 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.