Я спешу в «Балтийский дом» на мастер-класс Дианы Элсхаут и Франка Хэндлера из Голландии. Издали театр напоминает мрачную крепость, которую я не раз брала штурмом со своими братьями-студентами во время театральных фестивалей и премьер. К моему удивлению, мое тело успешно преодолевает вахту и взлетает на второй этаж театра. Еще никого нет.
Огромное пространство, окруженное колоннами и балкончиками.
Я приземляюсь на пол, и мой позвоночник погружается в мягкий серый линолеум…
Надо мной висит огромный белый шар…
И я лежу на шаре, наблюдая, как тело мое расслабляется, повинуясь силам гравитации…
Собираются люди. Вижу знакомые лица…
А вот и педагоги: Диана и Франк. Оба рыжеволосые… И в глазах вопрос: кто же мы такие, русские танцоры?
Как и полагается, началось все с круга знакомств.
Оказалось, что приехали ребята из Липецка, Кирова, Красноярска, Москвы…
География страны представлена от Волги до Урала и Сибири.
География танца — балет, модерн, джаз, импровизации, варьете, театр, терапия и психология. Началась работа в парах.
Задание простое: оба начинают с закрытыми глазами. Затем один кладет руки на спину партнера, внимание которого на исследовании собственной спины.
На моей спине оказались руки Егора, который предупредил, что он не танцор.
Ну и что? Ведь движение присуще всем…
Первые минуты мы просто дышали, прислушиваясь к дыханию друг друга… синхронизируя наше дыхание…
Воздух приводил в движение мои органы, мышцы, позвоночник…
Воздух просачивался сквозь кожу моей спины и ладони партнера…
Диана предупредила: «Импульсом для вашего совместного движения станет дыхание. Не спешите, слушайте! И оно случится».
Спина реагировала на тепло рук, как кошка, потягиваясь от удовольствия.
Голова и хвост моего позвоночника то приближались друг к другу, то удалялись, ведя собственный диалог с руками партнера.
Тело двигалось в пространстве: падало, скручивалось, вытягивалось…
Доверяя рукам…
Слушая импульсы, исходящие из них… охраняемое ими…
А кошки ведь тоже танцуют…
25.09.03Мастер-класс продолжается.
Сегодня мы работали с пространством, прорисовывали его…
Линии, окружности…
Сначала карандашом был наш нос, затем локоть, а затем и все тело.
Фойе оказалось необыкновенно динамичным пространством: вертикали колонн, изгибы перил, арки свисающих портьер, зигзаг кистей, диагонали лепнины на потолке; черные штрихи на сером линолеуме, оставленные вечерними зрителями; зигзаги безумных звезд, свисающих с потолка; коллажи театральных фотографий и огромный белый шар, висящий под потолком…
Шар, на который вечером проецировали зачем-то черно-белые самолеты.
А днем я запускала туда птиц…
26.09.03Последний день занятий у Дианы и Франка.
Урок начался с рисования.
Каждому был выдан белый лист бумаги, на котором предлагалось нарисовать трехмерный куб, соединить углы диагоналями, найти центр куба… — 27основных точек нашей кинетической сферы. Самым сложным было для меня найти центр, так как мой куб оказался весьма непропорциональным, немножко пьяным…
Франк успокоил: «Это не геометрия, это творчество».
Я радостно вздохнула, когда геометрию с листа бумаги предложили перенести в пространство. И каждый занялся созданием своего собственного куба в пространстве, собственного «дома». Фундамент опирался на девять точек, в центре куба — человек-модель Леонардо да Винчи. Созданием этой системы движения, связанной с пространственной геометрией и архитектурой, занимался Рудольф фон Лабан в 1920-30-х гг. Затем принципы Лабана были использованы для создания собственного неповторимого стиля хореографами У. Форсайтом и М. Каннингхемом. В 80-х гг. Каннингхем создает компьютерную программу «LifeForms» для моделирования движения и хореографии. Создав виртуальное тело, он продлил собственную жизнь как танцовщика, ему сейчас 80 лет.
В теории я была знакома с принципами Лабана, но как их использовать в моем танце, я смутно представляла. Франк и Диана, наблюдая за нашими импровизациями, что-то бурно обсуждали по-голландски, а затем по-английски давали короткие комментарии, направляли нас туда, где мы совершали небольшие открытия…
В кубе оказалось место и классическим позициям, и спиральным, и ломаным движениям… Сочетания линий и окружностей давали особенную динамику нашим движениям…
Диана и Франк оказались очень чуткими педагогами: каждый класс был построен, исходя из информации, полученной от учеников на предыдущем классе; сосредоточен на тех моментах, которые требовали более внимательной проработки.
С первого дня мастер-класса многое изменилось…
Отношение педагогов к нам, ученикам…
Ученикам талантливым и думающим…
И не виноваты голландцы в том, что приехали с просвещать неграмотных в смысле танца… Оказалось, что не все так печально, как представляют наши организаторы фестиваля и критики…
Конечно, нам нужны мастер-классы, видео-показы…
Но главное — нам нужен диалог.
25 сентября в здании Про-арте состоялась встреча с голландскими хореографами Анук ван Дайк, Дианой Элсхаут, Франком Хэнделером и директором Амстердамского Театрального Института города Онно Стоквис.
По другую сторону — танцоры и хореографы из Кирова, Красноярска, Липецка, Казани, Саранска, Екатеринбурга, Уфы, Москвы и Петербурга.
Вопрос с одной стороны — ответ с другой, как и полагается…
Об образовательной политике Нидерландов…
О Карабасах-Барабасах Поволжья…
Кто-то просил о помощи…
«А вот в Красноярске губернатор поддерживает современный танец… даже существует ТВ-канал, транслирующий современные европейские постановки танца и театра…»
«А в Казани мастер-классы и летние школы современного танца, подобные питерским, существовали уже в начале 90-х гг.».
Страна огромная, и в провинции процесс развития современного искусства идет давно… Существуют образованные танцоры и хореографы… Существует неравнодушный зритель… И беда не в отсталости провинции…а в дистанции… В том, что централизованная политика нашей страны развила близорукость наших столиц… И в том, что нет у нас системы образования в современном танце…
И в том, что государству в ближайшие десятилетия наплевать на современное искусство…
Дистанция между Питером и Красноярском…
Дистанция между Москвой и Питером…
Дистанция между искусством и государством…
Дистанция между Россией и Европой…
Дистанция между мной и тобой…
В какой-то момент дискуссии стулья были сдвинуты к центру…
Ноябрь 2003 г.
Комментарии (0)