Балтийский регион богат на фестивали contemporary dance. Не забылись еще впечатления от замечательного «Балтийского университета танца», проходившего в польском Гданьске несколько лет подряд, на котором успели отметиться почти все российские ведущие труппы современного танца, как буквально рядом, в Гдыне, объявился его преемник. Уже совсем другие энтузиасты задумали и второй раз провели здесь Международный конкурс современной хореографии имени С. П. Дягилева. Судьба и деяния великого импресарио XX века по-прежнему вдохновляют на предприятия смелые и рискованные. Гдыня до сих пор не принадлежала к признанным польским центрам современного танца, таким, например, как Познань, Люблин, Бытом, Калиш. Здесь есть замечательное здание Музыкального театра имени Дануты Бадушковой, но то, что происходило на его сцене в дни фестиваля, для публики было скорее новостью. Стало понятно, что организаторами движут и мощный просветительский запал, и поистине дягилевская страсть к открытию новых имен и новых представлений об искусстве, в данном случае — хореографии.
Приятно удивило, что, несмотря на юный возраст, Конкурс может похвастать и неплохой организацией, и вполне сложившейся концепцией. Хотя ограничения для конкурсных работ делались только временные (длительность — до 25 минут), ничего не имеющего отношения к современному танцу в программе не наблюдалось: изготовители всякого рода эстрадных подтанцовок и шоу-балетов, так называемой «клубной хореографии» и псевдоклассики сюда явно не приехали — чувствовалась умная и добротная предварительная работа. Высоким был и уровень международного представительства. Произведения балетмейстеров из Германии, Швеции, Англии, Израиля, Италии, Швейцарии, Литвы, России, Белоруссии и Польши показали широкий спектр сегодняшних представлений о contemporary dance. Международному жюри под председательством известной американской танцовщицы и педагога Лесли Визнер предстояло выбрать лучшее.
Как минимум два вывода напрашивались после увиденного. Во-первых, сегодня все чаще нивелируется то, что в 1970–80-е годы составляло национальное своеобразие танцевальных школ, — индивидуальность. Европа все больше напоминает огромный мегаполис, а танцевальный мир — одну большую международную тусовку. Тесные контакты, свободные перемещения и постоянная миграция — во всем этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Но уже неудивительно, что Германию на конкурсе представляет не выходец, например, из Фольквангшуле, а чернокожая американка из Франкфурта Малайка Кусуми (ее, как и многих в Европе, волнуют взаимоотношения классики и контемпорэри), а симпатичная девушка со славянской внешностью и славянским именем Александра Рудницка, танцевавшая соло, выступает под шведским флагом. Да и главный «зачинщик» конкурса Александр Азаркевич в свое время жил и учился балету в Минске, а затем, пройдя европейские данс-университеты, отдал дань своему увлечению личностью Дягилева уже на польской территории. Второй вывод не нов. Сочинение и исполнение современного танца все больше становится уделом чисто женским (добавим, и его потребление тоже), и тенденция эта набирает силу. Само по себе это не так страшно, вспомним, что многие гранд-дамы европейского современного танца, такие, как Пина Бауш, Анн-Тереза де Керсмакер, Карин Сапорта, да и наша Татьяна Баганова творят почти мужской «недрогнувшей рукой». Ведь о том, какого пола балетмейстер, начинаешь вспоминать лишь тогда, когда происходящее на сцене относится к области «дамского рукоделия». Из конкурсных работ, не имеющих отношения к этому определению, отнесу «Extremum mobile» известной в России Бируте Летукайте в исполнении ее театра «Аура» из Каунаса. Белорусская группа «Квадро» во главе с Инной Асламовой небезуспешно пытается отыскать пути к танцевальному театру абсурда. Но наибольшее впечатление произвел спектакль швейцарки Александры Кроссан «Если бы у меня был ребенок», поразивший почти фрейдистскими психологическими подтекстами.
На фоне женского численного преимущества не потерялся гармоничный дуэт польских танцовщиков-хореографов Беаты Овчарек и Януша Скубачковского. В спектакле «Так просто» они поведали о взаимоотношениях мужчины и женщины отнюдь не гармоничных, но бесконечно разнообразных. Вдохновляемый постоянной музой, танцовщицей Викторией Бальцер, Александр Тебеньков (гродненский театр «Галерея») и в новой работе «Reflections» остается верен своему интеллигентному, вдумчивому стилю. Россию на конкурсе представляли Светлана Унегова-Кулдышева из Кирова и московская танцовщица Ирина Долголенко, впервые, пожалуй, выступавшая в качестве педагога и хореографа своей танц-компании.
Гран-при, главная и, в сущности, единственная награда конкурса им. Дягилева (изящная статуэтка Вацлава Нижинского в роли Фавна и солидная денежная премия), достался молодому израильскому хореографу Йосси Бергу (кстати, также имеющему российские корни). Его спектакль «Woman in pomidory» танцевали первоклассные артисты Театра танца из Познани. Четыре персонажа, одетых в характерные костюмы «а-ля грузчики», больше всего напоминали резвящихся самцов. Тренированные мускулистые тела, избыток энергии и сдобренные хорошей порцией юмора брутальные игры под незамысловатую попсовую музыку привели публику в восторг. Да и как было не получить удовольствие от зрелища, столь активно противостоящего заунывно-рефлектирующему тону, ставшему общим местом современного танца.
Комментарии (0)