Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

УТЕШИТЕЛЬ ВДОВ

У. Бетти. «Козий остров». Магнитогорский драматический театр.
Режиссер Сергей Пускепалис

Уго Бетти все знающий (и все путающий) Интернет называет «знаменитым, но малоизвестным в России итальянским драматургом». В переводе на русский это означает, что отечественные театралы в массе своей о нем не знают почти ничего. «Почти» — и есть тот самый «Козий остров», пьеса, написанная в 1946 году, пять лет назад поставленная Петром Шерешевским в театре Комиссаржевской и примерно тогда же — в новосибирском «Красном факеле» остромодным Дмитрием Черняковым (говорят, лучший спектакль этого не худшего сибирского театра за последние пять лет), а затем учеником Петра Фоменко Сергеем Пускепалисом сначала в самарском театре «Понедельник», потом в Магнитогорской драме. Сразу же после магнитогорской премьеры Пускепалис был приглашен на должность главного режиссера этого театра (место было вакантно после ухода Бориса Цейтлина) и предложение принял.

«Козий остров» — очень итальянская или, если смотреть шире, очень западноевропейская драма середины ХХ века. Все приметы: любовь как смысл, но и как кошмар существования (в программку спектакля режиссер выносит цитату из Фридриха Ницше: «То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла»), относительность (скажем так, чтобы не произносить страшного слова «амбивалентность») нравственного и безнравственного, черного и белого, хорошего и плохого, тотальное и ненавистное одиночество, но и ужас перед любым вторжением извне в твой замкнутый мир, война полов и демоны секса… Впрочем, Уго Бетти — не Сартр и не Камю, он проще, смешнее, теплее, человечнее. Южный человек, итальянец, не теоретик-экзистенциалист, а ловец запахов и звуков самой жизни.

Магнитогорский спектакль пахнет свежим деревом, из которого художник Эдуард Гизатуллин построил дом-шатер и колодец, высушенным солнцем песком, козьими шкурами, он пронизан полуденным зноем, на ночном небе здесь огромные звезды (юг!), здесь тишина. Это сонное и исключительно женское царство (вдова Агата, ее дочь и две свояченицы), как и положено, разбудит мужчина. Чужак, пришлый, человек-оборотень с солдатским медальоном и замашками «утешителя вдов». Козий остров затрясется в любовной лихорадке, приступах круговой ревности, мечтах о невозможном…

В пьесе Уго Бетти много смешного, сентиментального, игриво-фарсового и трагикомического. Но в главном она серьезна (и как выясняется в финале, смертельно серьезна). Человеку не уйти от своего прошлого, не дано научиться забывать, прощать, растворяться в другом человеке, уступать… Он тотально и бесконечно одинок.

Это играет в своей Агате Фарида Муминова, поражая сочетанием абсолютной скупости внешнего рисунка роли (каменная сдержанность вдовьей фигуры в черном) и внутренней страсти. И чем сдержанней жест, тем больше страсть. Есть опыт, говорящий «нет», а есть сердце, плоть в конце концов, живущие по собственным законам. Что такое ревновать к собственной дочери, как убить любовь и не сойти с ума, как жить с ощущением, что все, все в прошлом? Фарида Муминова играет (не всегда ровно) самые существенные темы этого спектакля, но, к счастью, она отнюдь не одинока. Есть равноправный партнер — Андрей Майоров в роли того самого пришельца и демона-соблазнителя по имени Анджело. Это роль многоуровневая, и в ней можно играть разное. Можно опыт человека, прошедшего через ад, войну, африканский плен и бог знает что еще. Можно — авантюрную, мистификаторскую природу характера, человека, всегда обманывающего всех, даже самого себя. Можно — слабость, поиск убежища, защиты, любящего сердца. Андрей Майоров играет дар вызывать не просто любовь, но чувственную лихорадку, эротическое помешательство. Это умение столь редкое, что можно даже забыть о том, что так и осталось несыгранным. Елена Ерина и Елена Савельева остро, тонко, с юмором и грацией сыграли дуэт сестер-своячениц (каждая придумала индивидуальные тонкости, детали), а юная дебютантка Татьяна Бусыгина для роли дочери Агаты Сильвии нашла особую угловатую нежность плюс сыграла весьма незаурядный характер.

В общем, хороший спектакль. С изобретательно и очень стильно (и современно) решенным пространством, точно подобранной музыкой, но главное — внутренне наполненный, не отпускающий, заставляющий сопереживать. Такое возможно лишь как результат серьезной работы очень профессиональной команды и еще — как счастливое совпадение творческих индивидуальностей. Когда режиссер и актеры, что называется, находят друг друга. Очень хочется, чтобы талантливая и яркая труппа Магнитогорской драмы и Сергей Пускепалис, режиссер хорошей школы и очень перспективный, нашли друг друга надолго. А на челябинском областном фестивале лучших работ сезона «Сцена—2003» спектакль «Козий остров» был удостоен Гран-при.

P.S. Сергей ПУСКЕПАЛИС родился около сорока лет назад в Курске, отец — литовец, мама — болгарка. Родители никакого отношения к театру не имеют. Сын тем не менее стал актером, каковым довольно долго работал в Саратовском ТЮЗе. Затем поступил на режиссерский курс Петра Фоменко, окончив который стал работать в театре-мастерской своего наставника. К обязанностям главного режиссера Магнитогорской драмы приступил в мае.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.