Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ЕВРЕЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

И. Башевис-Зингер. «Ентл». Спектакль выпускников РАТИ (мастерская профессора О. Кудряшова).
Музыка М. Леграна, В. Габриэлова. Режиссер Михаил Чумаченко

В Дни Памяти ГОСЕТа (Государственного Еврейского Театра) молодые актеры, выпуск РАТИ ’99, показали мюзикл по незнакомой российскому зрителю пьесе И. Башевиса-Зингера. Я не отвечаю, конечно, за всех российских зрителей, но ни мне, ни тем, кто со мной рядом смотрел спектакль, сюжет был не известен. Правда, изучая программку перед началом, я вспомнила, что есть американский фильм по мотивам пьесы «Ентл», где заглавную роль девушки из еврейского местечка, захотевшей вопреки традициям своего народа изучать Тору, играет Барбара Стрейзанд. Знаменитая артистка была также режиссером и соавтором сценария этого мюзикла, который критика называла гимном эмансипации женщин в ХХ веке. Увы, этих скудных сведений мне не хватило, чтобы представить, во что же может вылиться невероятная история, разворачивавшаяся на моих глазах. Небезынтересно будет рассказать эту историю. Ентл — девушка с независимым умом и сильным характером, после смерти своего отца (который поощрял ее интерес к знаниям) решает отказаться от убогой женской доли. Ентл вовсе не улыбается провести всю жизнь между кастрюлями и пеленками, она считает себя способной думать, размышлять об устройстве мироздания, искать ответы на главные вопросы бытия. И главное — она хочет учиться. Для этого ей необходимо всего-навсего …превратиться в мужчину! Поскольку только мужчина по еврейским законам может посвятить себя чистой науке, а именно — изучению Торы, тогда как женщине положено вести дом, рожать и воспитывать детей. И вот Ентл, жесточайшим образом нарушая заповеди, переодевается юношей, берет мужское имя Аншел и поступает учиться в ешиву. И, разумеется, у Аншела появляется лучший друг, молодой человек по имени Авигдор, с которым они становятся совершенно неразлучны. Они вместе читают Талмуд, целыми днями разговаривают, спят в одной комнате. Только Аншел почему-то отказывается лезть в реку в жаркий день и смущенно отворачивается, когда обнаженный Авигдор ныряет с обрыва. Еще Аншел ни за что не соглашается идти подглядывать за купающимися девушками. Но больше всего Авигдора удивляет то, что он испытывает очень странное чувство к своему другу. Эти отношения совсем не похожи на обычную дружбу. Здесь какая-то необычная связь двух душ, и природы этой связи Авигдору, конечно, до поры до времени не разгадать.

Здесь стоит остановиться и спросить читателя: что же может выйти из такой завязки? Поверьте, сидевшие в зале зрители «Ентл» отчаянно ломали голову и никак не могли понять, на что им следует настроиться. Если бы мы смотрели «Двенадцатую ночь» или «Гусарскую балладу», все было бы предсказуемо. Жанровые законы романтической комедии или, скажем, водевиля с переодеванием нам известны, мы знаем, чего ждать и как реагировать. Однако сумрачный еврейский гений Башевиса-Зингера творил по своим законам, и поэтому возможные последствия переодеваний были нам долгое время не ясны. А создатели спектакля не стремились рассеять наше недоумение.

События принимали все более странный оборот. Авигдор рассказал Аншелу о том, что у него была невеста. Родители девушки отказали ему, но он до сих пор любит свою Хадас. Аншел знакомится с семейством и через некоторое время сватается к Хадас. Зачем, спросите вы? Ведь Аншел — это Ентл, и она любит Авигдора… Вот именно из любви к Авигдору Ентл-Аншел женится на возлюбленной своего возлюбленного — чтобы она не досталась никакому мужчине. Таким образом она сохранит Хадас чистой для Авигдора, который когда-нибудь все-таки соединится со своей суженой.

Очень солидные зрители, пришедшие почтить память ГОСЕТа, совсем уж не знали, что и думать, когда на их глазах раввин соединил узами брака двух девушек, а потом те отправились на брачное ложе… Хадас, воспитанная в строгих правилах, не имеет представления о плотской любви (Ентл, кстати, тоже, но у нее все-таки имеются некоторые сведения, почерпнутые из откровенных рассказов ее однокашников). Слава Богу, что мы смотрели мюзикл, где лишнего не показывают: после нежнейшего лирического дуэта и поцелуя посреди двуспальной кровати занавес опустился.

В семейной жизни Аншела и Хадас все шло не слишком гладко, потому что молодой «муж» мечтал не о продолжении рода, а о том, чтобы увлечь свою жену книгами и наукой. В конце концов Аншел-Ентл уходит из семьи, посылает Хадас разводное письмо и признается во всем Авигдору, но совсем не для того, чтобы соединить свою жизнь с ним. Она слишком ценит свою независимость и уже не может жить без науки. Ентл остается мужчиной и покидает город Бешев. Авигдор женится на Хадас, и они называют своего первенца Аншелом в честь человека, любившего их обоих. Таковы основные перипетии витиеватого сюжета, в нем есть еще немало персонажей и событий, которые в двух словах не опишешь.

Спектакль, поставленный Михаилом Чумаченко на курсе актеров музыкального театра (руководитель — О. Кудряшов), привлекателен во многих отношениях, кроме, пожалуй, одного: он рассказывает эту очень странную историю как-то слишком попросту, не разбираясь в весьма своеобразной философии автора, как будто во всем этом нет ничего необычного. Мюзиклу, к сожалению, не достает глубины, на которую он вполне мог бы претендовать. Не очень внятными оказываются тексты многих песен (автор стихов И. Цунский), в которых герои пытаются объясниться друг с другом, с собой, с Богом. Размывается трактовка отдельных образов, прежде всего трех главных героев — Ентл (И. Сметанина), Авигдора (М. Абдель-Фаттах), Хадас (Е. Жукова). Молодые, талантливые, прекрасно выученные, обаятельные актеры (обладающие, к слову сказать, роскошными голосами — педагоги по вокалу Л. Ермакова, В. Колосов) словно не совсем понимают, что им играть. Подтекст отношений остается невыясненным.

Удачнее всего дело обстоит с второстепенными персонажами, решенными в жанре бытовой комедии. Пейсатые жители местечка, ешиботники, еврейские тетки во главе с разбитной бабенкой Пешей (А. Ольшанская), традиционные портные (очень живой смешной дуэт, исполняемый В. Панковым и С. Агафоновым), вздорная мамаша Хадас (остроумная работа З. Симоновой) — здесь все получилось забавно, интересно, колоритно.

Я, увы, не могу проанализировать музыку (композиторы М. Леграна, В. Габриэлов), как это сделал бы специалист. Музыкальные номера были красивы и даже элегантны, но, с моей точки зрения, не хватало запоминающихся мелодий, которые можно было бы напевать после спектакля.

Истинная героиня спектакля — конечно, И. Сметанина — Ентл, почти не покидающая сцену в течение трех часов. Маленькая, скуластая, короткие черные волосы, сильный страстный голос. Она меняет длинную юбку на костюм мальчишки-ешиботника, который легко и органично носит до конца спектакля. Ее партнер — обладатель гривы светлых курчавых волос и арабского имени М. Абдель-Фаттах. Это актер потрясающих природных данных — глубокий бархатистый голос, грация дикой кошки, полная естественность существования на площадке (когда его герой раздевается донага, чтобы искупаться, не возникает ни тени неловкости — кажется, что мы видим перед собой прекрасного языческого бога). Е. Жукова играет Хадас миленькой простушкой, а вовсе не олицетворением истинной женственности, какой ей, наверное, стоило предстать. Но в одной из самых красивых сцен спектакля Хадас фантастически хороша: перед свадьбой невесту ведут в микву — ритуальную купальню, где все женщины помогают ей совершить омовение. Кстати, в спектакле есть немало эпизодов, воссоздающих национальные еврейские обряды и местечковый быт, — сделаны они с большим вкусом и знанием предмета.

«Ентл» — работа, без сомнения, неординарная, несмотря на определенные несовершенства. Обидно, что спектакль, показанный в Дни Памяти ГОСЕТа, может оказаться последним. Дело в том, что курс О. Кудряшова в полном составе принят в московский театр Эстрады. Хорошо, что ребятам дали возможность остаться вместе, но почему же их дипломные спектакли (и, в первую очередь, «любимица публики» — «Ентл») не включены в репертуар? Эти постановки могли бы составить цвет репертуара любого музыкального театра…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.