Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ПЛОХОЙ КОНЕЦ ЗАРАНЕЕ ОТБРОШЕН

В этом году спектакли выпускников Щукинского училища было особенно интересно смотреть: свои дипломные работы показывал курс Владимира Иванова. Его предыдущие студенты уже стали ведущими актерами не только Вахтанговского театра. Думается, стоит перечислить хотя бы некоторых из них, успевших серьезно заявить о себе: Мария Аронова, Нонна Гришаева, Анна Дубровская, Андрей Барило, Владимир Епифанцев.

Сегодня столь же серьезно о себе заявили еще несколько актеров. Особенно хочется остановиться на двоих, по-моему наиболее интересных, — это Анна Башенкова и Спартак Сумченко. Актеры комедийного дарования, при этом умеющие в нужное время заставить зал растрогаться, существующие в стиле фантастического реализма, что больше всего и ценят в данной школе.

Лучший спектакль выпуска 1999 года — «Счастье мое…». Это не только известная пьеса А. Червинского «Бумажный патефон», это еще и другие истории любви, написанные советскими драматургами разных десятилетий. По сцене из каждой пьесы представляют семь разных пар актеров. Наиболее удачные сцены — последние в каждом акте. Анна Башенкова и Александр Олешко беззащитно и смешно разыгрывают два характера. Уже немолодые, одинокие, хитроватые, пытающиеся вместе устроить «счастье свое».

Сначала Дина Николаевна — Башенкова, по-простому одетая в спортивные брюки, буднично причесанная, деловито заговорит с зашедшим мужчиной — разговор чисто бытовой. Первое действие заканчивается на самом интересном месте: мужчина и женщина почувствовали легкое влечение друг к другу, и герой, нервничая, выходит покурить на лестничную клетку. В финале спектакля, после других трех отрывков, он порывисто ворвется в понравившуюся ему для дальнейшей совместной жизни квартиру. «Уже покурили»? — этой репликой встретит его совершенно другая женщина. В платье, выдающем себя за вечернее, с начесом на голове. Все усилия направлены на покорение гостя. Неловкая, оказавшаяся в давно забытой ситуации, обязывающей быть привлекательной. Все ее поведение несколько преувеличено, но одновременно она ужасно боится показаться нескромной. Приглашая героя на белый танец, она даже не задумывается о том, что единственная пластинка в доме — «Лебединое озеро». Но отступать некуда. Как они танцуют под музыку Чайковского, описать нельзя, в зале стоит гомерический хохот.

Спартак Сумченко — актер редкий, потому что он обладает всеми данными как для характерного актера, так и для героя. Его самый интересный персонаж — булгаковский Мольер. Он замечательно чувствует возраст человека на сцене, не делая при этом упор на внешнюю характерность. Полноватый, обаятельный, его Мольер подвержен быстрым сменам состояния. Когда-то влюблен, когда-то жалок, когда-то азартен после выступления, когда-то болен пред выходом на сцену. Он прежде всего человек, а уж потом — актер и драматург, все свои неудачи (от любовных до творческих) он воспринимает прежде всего как поражения характера, а не дара. Но как только Мольер начинает чувствовать неотвратимое приближение «гнусавой монашки», он понимает, что бежать из театра — преступление. Театр и жизнь были настолько сильно сплетены в его судьбе, что жизнь потерялась в театре, а театр научил воспринимать реальные факты недопустимо остро.

Конечно же, начинающие актеры сыграли не одну роль в последний год обучения. У Анны Башенковой еще была супергротесковая миссис Флора ван Хойзен — старушка, которая гордилась каждым мгновением своей ловкости, и Магдалена в спектакле «Перезревший плод граната» (по «Дому Бернарды Альбы»), утратившая надежду и будущее, но вместе с тем обязанная влачить свое существование в этой семье. В спектакле «Вот так пудинг!» (по мотивам «Свахи» Т. Уайлдера) Спартак Сумченко сыграл Гораса Вандергельтера, который, с одной стороны, повергает всех в ужас своим громким голосом, а с другой — именно он покорил сердце очаровательной Долли Леви, а уж она смыслит толк в настоящих мужчинах.

Сейчас ноябрь. Имена выпускников этого курса пока не появились на афишах московских театров, даже просторные фойе пока не пополнились их фотографиями. За редким исключением. Надо набраться терпения.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.