А. Волошина. «Мама». Центр драматургии и режиссуры.
Режиссер Владимир Панков, художник Максим Обрезков
«Белые обои, черная посуда… Нас в хрущевке двое: кто мы и откуда?» — песенка группы «Бумбокс» стала рефреном спектакля Владимира Панкова «Мама» по пьесе Аси Волошиной. Тут все черно-белое, у сценографа Максима Обрезкова «икейные» комоды, расхожий фаянс, семейные фото трех женщин и девочки, видеопроекции этих фото на заднике, пластиковая елка…
Это ведь и не елка, собственно: почти пародия на нее. Это не дом. Это не семья: две растерянные постсоветские бабушки и крутая по мере сил богемная девочка. (Мать девочки в пьесе Аси Волошиной умерла от рака, отец… так, отчасти мерцает на горизонте.)
Но: это елка!!! И жилье. И семья. Других не дано. Здесь дом, здесь и выживай. Здесь и родишь, здесь растить будешь — с этим опытом и запасом тепла. (Новое дитя намечается к финалу пьесы.)
Попытка исследовать метафизику неуютных и типовых малогабаритных кварталов, семей, судеб, попытка понять — «кто мы и откуда?» — самое важное тут. Не особенные ужасы: они прописаны в пьесе по-молодому небрежно. И оттого, честно сказать, кажутся вымышленными. Именно общее, типовое, «всехнее».
На премьерах ЦДР на Соколе последних двух сезонов видно, как Владимир Панков и его SounDrama обживают возможности бывшего зала Камерного театра. В недавнем «Одноруком из Спокана» казалось: звуковой шторм выходит из берегов. В спектакле «Мама» напротив — все очень камерно. И волшебные панковские девы с виолончелями, и задумчивые юноши с духовыми, и рык моторов — могли б активней создавать спектаклю еще одно измерение. Что ж: пройдена еще одна стадия поиска золотого сечения.
То же можно сказать о тексте 33-летнего драматурга. «Мама» — еще одна стадия поиска тонких истин о нашем малогабаритном мире. Если в «Человеке из рыбы» Аси Волошиной место родины занимает тоска по Караванной, то в «Маме» — место семьи занимает тоска по ней. Что и проговорено на «черно-белом» языке. «Ступень» отработана — можно лететь дальше. Вглубь.
Ноябрь 2018 г.
Комментарии (0)