В феврале этого года Санкт-Петербург принимал первый в России фестиваль импровизационных театров под названием «Театральные бои». Организаторами выступили театры «Als Wir» (Гейдельберг) и «Teatr 05» (Санкт-Петербург), объединившиеся благодаря энергичному немцу русского происхождения, актеру и театральному менеджеру Евгению Герайну. Пять дней в актерском клубе «Антресоль» лучшие «бойцы»-импровизаторы со всей Европы крушили традиционные представления петербургской публики о театре. Крушили «с огоньком»: умно, весело, профессионально. По сути, участники фестиваля не только вели дружеские театральные бои между собой, но и, сами того не зная, дали маленький бой консервативному петербургскому театру.
Импровизационный театр — это своего рода ответ актерского театра режиссерскому, утверждение самоценности актерской игры как предмета эстетического исследования. В отличие от спектакля, созданного режиссером, где важна цельность и глубина художественного высказывания, в impro увлекает непрерывный процесс рождения игры, полет актерской фантазии, непредсказуемость и яркость создаваемых образов
Тот факт, что на «Театральные бои» были приглашены команды из Франции, Германии и Бельгии, дал шанс увидеть возможности разных актерских школ. Изящные, легкие импровизации команды Inedit Theatre отсылали к французской школе пантомимы, тогда как социальная тематика выступлений немецких актеров, их любовь к зонгам и подчеркнутая эксцентрика напоминали, конечно, о Брехте. Имидж бельгийцев, комедийный формат их выступлений, непредсказуемость и виртуозная техника говорили о явной симпатии к американской комедийной традиции. Все эти яркие и индивидуальные коллективы объединяет принадлежность к современной театральной импровизации (modern theatrical improvisation), течению, возникшему на рубеже 1940–1950 годов почти одновременно в Европе и Америке. Его становление тесно связано с именами Виолы Сполин и Кейта Джонстона, создателей первых тренингов по импровизации. Впрочем, опасное это дело углубляться в не написанную еще историю молодого театрального течения. Его последователи смело апеллируют к Commedia dell’arte, К. С. Станиславскому, Жаку Копо, Михаилу Чехову… Опираясь на традиции мирового театра, impro создает собственную, оригинальную модель театрального представления, которая предполагает особую систему отношений актера-импровизатора со зрителем, музыкантом, партнером, пространством.
Эта модель активно разрабатывается в разных направлениях. Многие коллективы работают в формате сomedy, яркого импровизационного театрального шоу. Именно это течение породило бум импровизационной комедии, ее еще называют stand-up comedy, которая превратилась в популярнейший продукт массовой культуры. Шоу-формат очень востребован на Западе, однако он далеко не исчерпывает возможности impro. Большой потенциал таят в себе экспериментальные поиски современных импровизаторов, нацеленные на исследование глубинных возможностей актерского организма. Четкой системы воспитания актера-импровизатора на сегодняшний день не существует, так что каждый профессиональный импротеатр оказывается своего рода лабораторией с индивидуальной манерой работы. «Театр 05», в частности, опирается на идеи Николая Васильевича Демидова, театрального педагога и мыслителя, последователя и в то же время оппонента системы Станиславского.
Импровизационный театр только начинает покорять отечественного зрителя, так что самое время устроить ему, зрителю, «очную ставку» с одним из первопроходцев русского импродвижения. История и форматы impro, его техники, особенности театра-спорт и длинной формы, проблемы обучения импровизации, итоги и перспективы фестиваля «Театральные бои» — обо всем этом мы попросили рассказать организатора фестиваля, актера-импровизатора Евгения Герайна.
Комментарии (0)