К. Целлер. «Продавец птиц». Театр Музыкальной
комедии.
Дирижер Андрей Алексеев, режиссер
Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев
В отечественном театральном репертуаре творчество Карла Целлера (1842–1898) практически не представлено. Между тем этот австрийский композитор внес значительный вклад в историю оперетты. «Продавец птиц», — одна из семи его комических опер, большинство из которых были очень популярны в Вене на рубеже XIX–XX веков. Современники любили комические оперы Целлера за то же, за что его ценим и мы: безыскусные, но эффектные сюжеты, мелодическое богатство, виртуозные ансамблевые номера. Так, впрочем, можно сказать и про других мастеров оперетты — но значение Целлера как раз и заключается в том, что он стал связующим звеном в истории жанра между Штраусом и Легаром с Кальманом. А вот «Продавец птиц» в 90-е годы позапрошлого века был репертуарным хитом венской оперетты.
Ставить «Продавца птиц» доверили мэтру петербургской оперы Юрию Александрову. Напомним, что оперетта Целлера — вторая по счету работа режиссера в театре на Итальянской: его скандальной «Синей Бородой» Жака Оффенбаха два с лишним года назад открылась новая эпоха в истории петербургской Музкомедии. Премьера нового спектакля пришлась на первый день весны — и хотя на петербургских улицах царила отнюдь не весенняя погода, одна из самых ярких постановок театра за последний сезон восполнила дефицит красок в Северной столице. Успех «Продавца птиц» был предопределен тем, что ставить спектакль доверили истинным мастерам своего дела. Вячеслав Окунев создал изумительную сценографию: по воле фантазии художника события спектакля разворачиваются внутри огромной золотой клетки. За клеткой, на заднике, расположились живописные деревья, из-за которых выглядывает роскошный дворец. Конструкция способна на самые неожиданные трансформации: во втором действии клетка представляет собой зоологический музей, где выставлены чучела кабанов и мамонтов, а задник — планету Земля. Феерические костюмы дополняют картину: во втором действии на сцене настоящий бал-маскарад. Герои выглядят как ожившие экспонаты зоологического музея — маскарадные костюмы выполнены в виде различных животных.
И у Целлера, и у Александрова вторая часть спектакля вообще более действенна: из-за обилия хоровых и танцевальных сцен первый акт напоминает песенно-дансантный дивертисмент. Зато во втором действии «Продавца птиц» интрига набирает обороты. Нужно видеть (и слышать!), с какой отдачей работает вся труппа театра в этом новом спектакле! Очаровательны птицелов Адам С. Браги, совсем еще юная Христина С. Чичкановой. Этой лирической паре вторит комический дуэт В. Васильевой — Аделаиды и Ю. Скороходова — Вепсы и уж вовсе анекдотический дуэт отсутствующих у Целлера Глухенбаха (М. Луконина) и Слепенбаха (О. Лозовая). А все вместе они создают уникальный актерский и вокальный ансамбль.
Март 2008 г.
Комментарии (0)