«D’avant». Театр «Шаубюне ам Ленинер платц»,
представленный компанией «Sasha Waltz & guests»
в сотрудничестве с «Les Bellets C. De la B.» (Гент),
Марсельским фестивалем, фестивалем
«Le Carreau» — Национальным театром Форбакаи Teatre de la Ville (Париж).
Режиссура, хореография, танец, вокал — Сиди Шарби Шеркауи,
Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола, Люк Данбери
и Дамьен Жале, сценография — Томас Шенк
Независимая труппа «Sasha Waltz & guests», созданная в Берлине в 1993 году Сашей Вальтц и Йохеном Зандигом, продолжает исследования отношений между танцем и архитектурой, пространством и временем, а также изучает возможности и свойства человеческого тела. Не случайно для двух представлений в Москве был выбран зал Манежа театра «Школа драматического искусства»: невероятная акустика, огромные пространства и возможность возведения на сцене грандиозных сценографических конструкций.
Спектакль «D’avant» («До того») в постановке четырех хореографов и одновременно певцов, музыкантов и танцовщиков Саши Вальтц: Сиди Шарби Шеркауи, Хуана Круса Диаса де Гарайо Эснаолы, Люка Данбери и Дамьена Жале — состоялся на сцене театра «Школа драматического искусства» 29 и 30 марта в рамках немецкого фестиваля современной хореографии. В его основе — этюдная работа труппы в Марселе в июле 2002 года: летняя жара, прохладный мистраль, полная энергии жизнь старинного портового города, непредсказуемые сочетания и отношения самых разных культур и религий, яркость красок, футбольные страсти, похоронные и свадебные процессии.
Четыре танцовщика — одновременно и специалисты в области средневековой музыки, создающие музыкальную партитуру спектакля, и представители двух новаторских европейских театров современного танца. Древний византийский распев чередовался с грузинскими народными песнопениями, французскими шансонетками, пародиями на современную эстраду. Одетые в современные костюмы танцовщики настолько мастерски использовали возможности техники contemporary, что с легкостью превращались в футбольный мяч, колокол, мумию, старика, женщину, младенца, куклу-марионетку и т. д. Разворачивалось неспешное действие, своего рода «Метаморфозы», лишенное пафоса и многозначительности, все было настолько композиционно выверено и просто по технике исполнения, словно танцовщикам ничего не стоило делать сложные кульбиты и преодолевать силу тяжести. Создавалось ощущение, что для них законы Ньютона не действуют. Именно в этом и выражается суть техники contemporary dance: используя только вес и баланс тела, достичь невероятной естественности и красоты элементарного движения.
На сцене (художник Томас Шенк) — кирпичная кладка, вверх, к колосникам, уходит лестница, рядом вертикальный шест, какие-то площадки, напоминающие старые ангары. Все пространство по ходу действия обыгрывается танцовщиками легко и с юмором. В кульминации спектакля, когда выдвинутые из кладки и поставленные ребром кирпичики вдруг начинают падать, как косточки домино, исполняя затейливый танец, возникает ни на что не похожая, странная, зачаровывающая музыка. В тот момент, когда падает последний кирпич, вся махина вертикальных конструкций начинает со страшным грохотом разваливаться. Идея, что все в мире связано какими-то незримыми нитями, проходит через весь спектакль: стоит выбиться одному кирпичу, и вся сложная конструкция мироздания рушится, это распространяется и на человеческие отношения. Танцовщики существуют в сложной зависимости друг от друга, где опора на другого человека настолько же важна, как и кирпич при строительстве дома.
«D’avant» — спектакль о современной жизни. Ученики и соавторы спектаклей Саши Вальтц наблюдают за ней внимательно и критично, не оставляя ничего без внимания и при этом творчески переработав впечатления, используя технику танца модерн. В трагичных порой зарисовках нет навязчивого морализаторства, скорее сопереживание и грусть. «Гости» с юмором относятся к неизбежному выводу о будущем планеты, где повсюду разбросан строительный мусор, тряпичные ошметки, обломки мебели, банки от пепси-колы. Картина в конце спектакля: на одной части сцены идет погребальная церемония, звучат медленные песнопения, а на другой — человек просто справляет малую нужду серьезно и обстоятельно, при этом создавая звуковую полифонию. Вообще, наблюдательность и умение найти то, над чем стоит посмеяться в современной жизни, свойственны немецкой школе современного танца.
Хореограф и один из исполнителей «D’avant» Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола прокомментировал свой метод работы на мастер-классе в Тау-зале «Школы драматического искусства»: «Вес тела и работа танцовщика с телом, умение понять свое тело, найти баланс и умение этим балансом управлять — вот главный ключ к моей хореографии». Мастер-класс был рассчитан только на профессиональных танцовщиков и длился три часа.
Первая часть была посвящена технике танца модерн, ощущению веса, раскрепощению тела и попыткам участников проанализировать траекторию движения под воздействием своего веса. Упражнения несложные, но использование метода Хуана Круса давало ощущение необыкновенной красоты и легкости элементарного движения ненапряженного тела. Словно все твое существо перемещалось в пространство необыкновенной легкости, где все возможно, если есть ощущения баланса и равновесия. Медленные перекаты под ритм собственного дыхания, переходы из одного движения в другое, при этом ощущение неспешности и в то же время безостановочности происходящего. Время и пространство — одни из главных структурных компонентов любой постановки учеников Саши Вальтц.
Заключительный этап занятия был связан с ощущением баланса в группе. Задача заключалась в том, чтобы танцовщики сначала в парах, а потом вчетвером продемонстрировали потерю равновесия, опираясь на партнера, балансируя на одной ноге, и затем снова поймали равновесие и при этом не теряли ощущения целого. И если вдруг одно тело выпадало из конструкции, весь «дом» рушился. Довольно сложный физически момент тренинга показывался поочередно каждой группой собравшимся зрителям и комментировался хореографом.
Особенность практически всех постановок в технике contemporary в том, что нет никакой сюжетной линии спектакля, нет либретто, нет линейного развертывания событий, этот метод открыт для любых ассоциаций и философских обобщений и в то же время в сочетании с другими направлениями искусства позволяет соединить несоединимое. Лучший тому пример — «D’avant», соединивший монастырскую аскезу и средиземноморскую чувственность, включивший в себя и полифоническое пение, и невероятно свободный и не признающий никаких границ современный танец.
Май 2008 г.
Комментарии (0)