II Международный фестиваль молодежных театральных коллективов. 15–18 февраля. Мурманск
Фестиваль «Грани-2006», организованный мурманским Комитетом по делам молодежи, собрал прошлой зимой любительские труппы из северо-западного региона России и Норвегии. Скандинавы по-цирковому весело и философски мудро рассказали незамысловатую историю о Бумажном Человечке, умеющем преодолевать уныние будней фантазией и любовью и увезли с фестиваля заветный Гран-при. Репертуар россиян отличался исключительной мрачностью. Молодые люди из Мурманска, Архангельска, Кировска, Снежногорска всерьез и надрывно говорили со сцены о своей боли: жить трудно и…незачем. Жюри нешуточно озаботилось душевно-творческим состоянием конкурсантов и советовало найти в жизни «хоть что-нибудь положительное». Может быть, именно поэтому организаторы «Граней-2007» одним из главных критериев отбора участников фестиваля провозгласили… доброту.
В первый день Детская театральная школа (Мурманск) представила красочное шоу по мотивам сказок Дж. Барри «Питер Пэн возвращается». Дух захватывало от количества детей от 6 до 18 лет, бегавших, прыгавших, кувыркавшихся на сцене. Воспитанная девочка Венди, продолжая семейную традицию, каждую ночь видела во сне обаятельного авантюриста Питера Пэна, Папа нахваливал вкус «русской овсянки», Мамочка трепетно перешивала к празднику старенькое платьишко, дети в мечтах и наяву покоряли необъятное земное пространство, Собачонка-няня с лап сбилась в поисках непослушных воспитанников… Все, как и положено, завершилось чудесно: рождественскими хлопотами, примирением всех со всеми.
На «Сестре Линде» яблоку негде было упасть: в Мурманске популярны мюзиклы, поставленные под руководством Е. Гомона. «Сестра Линда» создавалась к 60-летию Победы, имела резонанс в местной прессе, но игралась на городских площадках не часто. В основе сюжета — реальная история об отношениях русской медсестры и раненого английского летчика. Действие происходит в Мурманске, в конце войны, в госпитале. Против влюбленных — жесткий приказ бдительных «органов» о запрете «контактов» медперсонала с иностранцами. Коллизия осложнена тем, что в медсестру безответно влюблен комиссар госпиталя, который, попав в тупиковую ситуацию, добровольно уходит из жизни. Линда и Эндрю навек разлучены людьми и судьбою. Проходят мирные десятилетия, но память о молоденьком летчике живет в сердце русской сестрички. Мелодрама, скажете? Еще чуть-чуть, и «развесистая клюква»? Не я одна опасалась этого, но, надо признать, мюзикл «Сестра Линда» в исполнении мурманских студентов (у коллектива и названия толком нет) удался.
О феномене успеха «Линды» стоит задуматься. В чем находят молодые современные ребята источник вдохновения? В патриотизме? В тронувшей их сердца задушевности истории? Однозначно ответить на эти вопросы непросто. Думается, успех, прежде всего, обусловлен уважением ребят к авторам и руководителям — Е. Гоману (режиссер), не первый год творчески работающему в городском Комитете по делам молодежи, поэту В. Рябкову (автор текста и художник), композитору А. Анисимову. Секрет «Линды» — в человеческом обаянии его создателей. И в набирающем силу постановочном мастерстве, конечно. Режиссеру удалось максимально использовать скромные возможности сцены, соединить в мюзикле эпическое и лирическое начало. Забегая вперед, скажу, что соперников у «Линды» так и не оказалось. В итоге — заслуженный Гран-при фестиваля.
Второй день завсегдатаи «Граней» ожидали с нетерпением. В программе — работы коллективов, вызвавших в прошлом году немало противоречивых суждений. Народный ТЮЗ из Снежногорска «Сюрприз» в спектакле по пьесе П. Гладилина «Другой человек» казался клоном самого себя — вчерашнего. В очередной раз разыгрывалась драма одиночества двух случайно встретившихся людей. Измученные бытом и безденежьем, они пытаются придумать для себя иную реальность. Кем мог быть Он? Героем-любовником? Маньяком? Отцом семейства? Как Она могла бы распорядиться своей судьбой? Сколько родить и воспитать детишек? И грустно, и смешно… Игра переплетена с отчаянием. Пьеса сама по себе хороша, но обаятельной исполнительнице (А. Ларионова) явно не хватило житейского опыта. Герой (А. Горбунов, он же режиссер) тянул на себе весь спектакль. Но притянул… к фальшивому финалу: Он и Она отчетливо слышат доносящиеся с улицы радостные детские голоса и счастливо позируют для якобы свадебного фото. Тонкий психологизм обернулся банальностью хеппи-энда.

Настойчиво эпатирующий публику университетский театр из Архангельска «Девка Крюкова» уроков прошлого года явно не усвоил (тогда эксперименты поклонников доморощенного асбурда жюри оценило крайне скупо). Студенты под руководством О. Валеевой лишь утвердились в ложной многозначительности, претензии на особый театральный язык. Их «Время Ч» не столько проливало свет на заявленные «чеховские мотивы», сколько навевало мысль о бесперспективности извращенно эксплуатируемой театрами унылой «треплевщины». Артистам по сути нечего было сказать публике. Нимб оригинальности над «Девкой Крюковой» потускнел.
У фестиваля же появились новые неформальные лидеры. Событием стал «Уют» — дуэт из Казани. Две девчушки разыграли симпатичный этюд «Метр тридцать». В мир одиночества (скрюченная, озябшая фигурка на площадке в «метр тридцать» с лестницей и лейкой) настойчиво стучалась человеческая Душа. Ей, Душе, хотелось петь и танцевать, бросаться помидорами, грустить, разговаривать… И хотя молодым исполнительницам (студентке А. Поповой и школьнице Р. Хайджулиной) не удалось преодолеть свойственный дебютантам зажим, не хватало актерской техники, но желание рассказать свою историю, выговорить душу, не солгать ни в едином жесте было настолько искренним, что молодежный зал разразился криками «Браво!».
На «Грани-2007» прибыло и несколько солидных любительских театров. Молодежный театр «Вдохновение» (Кировск) привез «Обыкновенное чудо» Е. Шварца. Театр-студия «Катарсис» (Мурманск) пробовали себя на горьковском материале — «Итальянские истории…о любви». ТЮЗ «Кураж» (Апатиты) показал «Набережную» Ю. Эдлиса. Закрывался фестиваль постановкой театра-студии «Юность Хибин» (Апатиты) «Приключения Сганареля» (по мотивам пьесы Мольера «Лекарь поневоле»). Не буду подробно останавливаться на каждом спектакле. Скажу о тенденции.
Народные коллективы обратились к классическому репертуару. Авторы постановок бережно отнеслись к букве избранных произведений. Оригинального прочтения классики не случилось, но время, проведенное в зрительном зале, не было потрачено впустую. Коллективы продемонстрировали культуру инсценировки, владение основами «системы» Станиславского, ни с чем не сравнимый подвижнический энтузиазм.
Пьеса советского автора Ю. Эдлиса «Набережная» поставлена Л. Мотовой в полном соответствии с колоритом эпохи застоя. Только в 1970-е годы возможна была экзистенциальная драма неглупой, симпатичной, общительной 35-летней женщины, вновь и вновь пытающейся выбраться из тупика безлюбовности. Отчаявшись, героиня на глазах подруг совершает попытку самоубийства. И остается жить. Спектакль прозвучал не просто искренне — умно. Режиссер сумела выстроить отношения героинь друг с другом и — с самой судьбой, скупой на праздники жизнью, коварным возрастом, диктующим свои условия.
Закрытие фестиваля стало заслуженной профессиональной победой В. Цуприк. Коллектив «Юность Хибин» существует уже более 25 лет. Опыт и мастерство режиссера-педагога, бесспорно, делают свое благое дело. «Приключения Сганареля» — полноценный профессиональный спектакль. Мольер прочитан бережно, даже хрестоматийно, но совсем не скучно. Исполнитель главной роли И. Чеканов обаятелен, изобретателен, легок. Артист по праву стал лучшим в номинации «Главная мужская роль».
Энергия радости передавалась публике, когда на сцену выходили заграничные коллективы. Дуэт из Торнио (Финляндия) подарил мурманчанам сказку-балет о Тролле и Балерине. Два существа (аллегория разделенных рекой шведского и финского городов) преодолели-таки расстояние, благодаря нежности и симпатии. Немецкий молодежный театр (Тале) продемонстрировал высокий класс игры «в X век германского средневековья». Профессиональные артисты вышли на сцену наравне с любителями и наслаждались стихией сиюминутного перевоплощения в рыцарей, принцесс, канцлеров. Все было понятно без переводчика. За внешней легкостью стояла высокая культура исполнения, верность национальным традициям. Жюри отметило творчество гостей специальными призами и дипломами.
Рассмешить зал удалось и нашим соотечественникам. Приз зрительских симпатий завоевал Театр комедии «ОАО» (Мурманск). Трое «мажорных» молодых людей разыгрывали сценки из повседневной жизни, почти анекдоты. Доколе, словно спрашивали они у публики, будем мы так нелепы в лукавом желании обмануть банкомат, починить компьютер разводным ключом, обобрать до нитки первого встречного?
Желание добра, света, любви чувствовалось в каждом выступлении. Не столько как установка «сверху», сколько как естественная потребность молодости. Оно отчетливо прозвучало и в странном спектакле Драматического театра «Мотес» (Полярный). Ребята взялись за пьесу И. Вырыпаева «Город, где я» (режиссеры И. Сергеева, Е. Бурлаков). Постмодернистскую драму Вырыпаева, где Волшебник (Е. Бурлаков) и печальные Ангелы ищут «контрапункт» в захолустном, уставшем от повседневности городке, можно прочитать зло, истерично. Но интонация спектакля — интонация благодушия. Волшебник из «своего города» принимает решение БЫТЬ в нем. Ведь это ЕГО город, и от него зависит, каким он будет.
Международный фестиваль молодежных театров в Мурманске становится замечательной зимней традицией. В планах организаторов не только развлекательные мероприятия, но и серьезная учеба участников. Хорошо бы в будущем устраивать семинары по современной драматургии, читать циклы лекций по философии искусства, обмениваться опытом за «круглым столом»… Думается, все это возможно и осуществимо.
Комментарии (0)