Хмелева Н. Художники БДТ.
СПб.: Русская классика, 2006.

Книга радует всем: сначала, как в детстве, — видом, весом, запахом страниц, картинками, потом — именами, фотографиями, дизайном, многочисленными нарядными шмуцами и разворотами, опять картинками. Но прежде всего — самим фактом своего появления. Идея издать такой альбом возникла у Эдуарда Кочергина, автора проекта, очень давно, когда он пришел работать в Большой драматический и познакомился с художественным наследием театра. Замысел, который поддерживал и Товстоногов, сразу превратился в легенду, в виде которой более четверти века самостоятельно и просуществовал: еще в семидесятые годы ходили слухи о запасниках музея БДТ, где хранятся раритетные эскизы Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Натана Альтмана, Аристарха Лентулова, Михаила Бобышова, Александра Тышлера, Вадима Рындина… Не прошло и двадцати пяти лет, и мечта — усилиями множества людей — воплотилась: «Художники БДТ» под одной обложкой. Призывом, звучащим особенно актуально сегодня, читается эпиграф ко всей книге, мысль о неуничтожимости культуры, не раз высказанная Александром Блоком, в течение двух последних лет своей жизни занимавшим должность председателя Директории Большого Драматического театра: «В наше катастрофическое время всякое культурное начинание приходится мыслить как катакомбу, в которой первые христиане спасали свое духовное наследие. Разница в том, что под землею ничего уже не спрячешь; путь спасения духовных наследий — иной; их надо не прятать, а явить миру; и явить так, чтобы мир признал их неприкосновенность, чтобы сама жизнь защитила их».
Кроме драгоценных эскизов декораций и костюмов, предоставленных не только музеем БДТ, но также и Бахрушинским музеем, санкт-петербургскими
Театральным музеем и Театральной библиотекой,
частными коллекциями, в книге собран интереснейший материал — уникальные фотографии, справочно-биографические данные художников, тексты,
анализ этапов и стилевых особенностей русской сценографии начиная с 1919 года.
Пять эпох — от мирискусников и авангардистов до наших талантливых
современников, и структура книги отражает это: даже обложка разделена
на пять полос — фрагменты
эскизов А. Бенуа,
Ю. Анненкова, Н. Альтмана, Э. Кочергина, А. Орлова. Автор текста Надежда Хмелева
прослеживает и точно характеризует основные тенденции художественного пространственного мышления, меняющиеся вместе с культурной и социальной средой. И если творчество, в том числе театральное наследие, художников начала XX века и русских
авангардистов отражено в российском и зарубежном искусствоведении весьма полно, то советское
время как феномен культуры, несмотря на большое
количество книг и статей, еще не до конца исследовано и осмыслено. В третьей главе книги серьезно
и всесторонне рассмотрен период диктата идеологии: требования «правильного» искусства, изгнание условности со сцены, болезненные процессы поиска выразительных средств во времена, когда художник не имел права перешагнуть насильственные рамки соцреализма. Надо отметить парадокс нашей
истории — коллекция, ставшая основой книги, могла быть собрана именно благодаря советским законам об «авторском праве», действовавшим вплоть до
шестидесятых годов: все эскизы и макеты спектаклей считались собственностью заказчика и принадлежали театру, а не художникам.
Время Товстоногова — отдельная глава, особая эпоха, совпавшая с «оттепелью». Время расцвета для БДТ, плодотворное для художников время возникновения и формирования обновленного сценического визуального языка, «бум», прорыв сценографии 60—70-х, когда художник становится полноценным соавтором спектакля, декорация — носителем смысла. Все программные, теперь уже легендарные, спектакли Товстоногов делает с Кочергиным, и каждый раз это художественные открытия. Кочергин, как главный художник БДТ, как спутник и соратник Товстоногова, царит на сцене. Рождается взгляд, стиль и школа Кочергина. «Ученик» Кочергина — особый знак профессионализма, знак «посвященных»: Александр Орлов, Ирина Чередникова, Ольга Земцова, Валерий Викторов, Александр Дубровин сегодня ведущие художники и сценографы. Они и многие другие современные мастера — Марина Азизян, Владимир Фирер, Эмиль Капелюш, Михаил Мокров — герои завершающей части книги.
Умный стилизованный дизайн, цветовое решение Александра Рюмина придают книге обстоятельность документа и в то же время праздничность, нарядность. Все это вместе — полиграфическая концепция, оформление, описания декораций, фотографии, картинки, сцены из спектаклей, текст — поразительные, чудесные страницы нашей истории и культуры, такие важные для сегодняшнего и завтрашнего дня.
Апрель 2007 г.
Комментарии (0)