Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕМЬЕРЫ

АХ, КАКАЯ ЖЕНЩИНА!

С. Моэм. «Красотка и семья». Театр «Русская антреприза им. А. Миронова».
Режиссер Влад Фурман

Ах, какие бывают женщины! Очаровательные! Такие, как красотка Виктория в исполнении Нелли Поповой. При чтении пьеса Моэма кажется «мужской»: два мужа (один нынешний, другой считавшийся погибшим, но неожиданно вернувшийся) пытаются то ли завоевать женщину, то ли избавиться от нее, сами до конца не понимая, чего им больше хочется. Но в спектакле на первый план выходит сама красотка. Все происходит из-за нее, ряди нее и под ее руководством. Здесь Виктория стратег и военачальник. «Без меня не решайте!» — приказывает она своим "солдатам«-мужьям, а те, увлекшись спором, не слышат ее, и тогда, не раздумывая, красотка запрыгивает на одного из супругов, мелко ступая каблучками, пробегает по нему, как по полу, и, надавив элегантной туфелькой на горло, повторяет приказ. Придушенный мужчина и не пытается сопротивляться.

Сопротивляться Виктории вообще никто не пытается — это дело безнадежное, все мужчины сдаются ей без боя. Потому что «когда Виктория в слезах, мужчина не может не утешить ее». В ее арсенале страшное оружие: красота. Роскошные рыжие кудри, томные зеленые глаза, алые губки, тонкие ручки, отполированные ноготки, изящные ножки. И Виктория мастерски пользуется этим оружием: надувает губки, хмурит лобик, ослепительно улыбается, мило щебечет, но если надо, то может захватить смуглой ручкой шею возлюбленного супруга и сжать так, что мало не покажется.

Если Виктория Поповой и кажется чудовищем, то от слова «чудо», эта женщина вызывает восторг умением заставить весь мир вертеться вокруг нее, как вокруг единственного светила. И нет в ней ни хищничества, ни расчетливого эгоизма, ни жестокости, в которой ее можно было бы заподозрить, только искреннее, глубокое, детское убеждение, что мир создан во имя нее и на ее благо. Так ребенок уверен в своем неотъемлемом праве на внимание, заботу и любовь. И мужчины, зараженные этой уверенностью, не пытаются протестовать и бороться, ошеломленные, замороченные, они боятся не то что Виктории или друг другу, но даже самим себе признаться, что жизнь с красоткой несносна.

Второго мужа, Фредерика, играет Михаил Разумовский. Вечный герой-любовник в этом спектакле превращается в неказистого и потрепанного супруга блистательной Виктории. Где-то в военном министерстве Фредерик, возможно, отдает приказы и производит впечатление солдатской выправкой, но дома — он рядовой. Плохо выбритый, с покрасневшим от холода носом, сипящий и простуженный, ссутулившийся, он кутается в плед, ютится в неудобном кресле и мечтает только о том, чтобы погреться у камина в спальне супруги-патриотки, не позволяющей в тяжелое послевоенное время тратить уголь на отопление спален домочадцев. Виктория у горящего камина принимает соблазнительную позу, а супруг, смешно растопырив замерзшие руки, тянется не к прелестям красавицы, а к огню, чем приводит ее в негодование. Этот Фредерик умен и проницателен, он не питает иллюзий насчет любви, верности и человеческих качеств любимой, но избавиться от ее чар и диктатуры не может. Потому что таких женщин — не бросают. И воскресший первый муж оказывается кстати: можно сбыть ему всю эту нестерпимую красоту, а самому благородно удалиться.

Но и Уильям (Олег Куликович), первый муж красотки, не вовремя вернувшийся с войны, обнаружив, что ему найдена замена и слегка оскорбившись в первую минуту, быстро смиряется с таким положением и предпочел бы скрыться подобру-поздорову. Между мужьями завязывается борьба не за Викторию, а, наоборот, за возможность избавиться от нее. Но на какие бы уловки ни шли измученные мужчины, в этом спектакле женщина их всегда переиграет, и последний ход принадлежит Виктории: она нашла себе третьего супруга, готового служить ее красоте, и уходит из семьи, легкомысленно помахав на прощание двум своим солдатам.

Эта незамысловатая пьеса поставлена Владом Фурманом изящно и остроумно, спектакль получился по-английски элегантным. «Красотка и семья» — гимн женской прелести и театру. Спектакль нарочито театрален: вращается поворотный круг, прямо на глазах у зрителей меняя условные места действия. Блудный муж появляется прямо сквозь стену, с грохотом падают бутафорские кирпичи, повергая в мнимый ужас преступную семейную пару. С колосников спускаются привязанные к штанкету ботиночки. И в эпилоге пьесы, время действия которой — послевоенные годы, звучит песня «Биттлз». Потому что это не правда жизни, а правда театра. «Красотка и семья» — не дешевая побрякушка, а изящное украшение. Праздник, который так не часто случается в театре.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.