Э. Гайдай. «Снежная королева» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена).
Театр марионеток им. Е. С. Деммени. Режиссеры Владимир Высоцкий, Дмитрий Хонин
Тем, кто соберется посмотреть «Снежную королеву» в Театре марионеток им. Е. Деммени, следует иметь в виду, что как автор инсценировки Эдуард Гайдай, так и режиссеры Владимир Высоцкий и Дмитрий Хонин припасли для зрителей целую коробку сюрпризов. Со своими старшими сестрами — «Снежными королевами» Г. Х. Андер сена и Е. Шварца эта «актуализированная» версия имеет мало общего.
Спектакль открывает увертюра: на сцене начинается танец светоотражающих зеркал, символизирующих те самые осколки, что попали в глаза и сердце Кая. Рельеф сцены изломан разновеликими глыбами «льда» неправильной формы из прозрачного пластика, по которым куклы передвигаются неловкими скачками. Кукловодам, которых на каждую куклу приходится по два, а то и по три, тоже нелегко в этом загроможденном ландшафте. Видимо, режиссеры-мультипликаторы, «Снежной королевой» дебютировавшие в театре кукол, сознательно поставили перед актерами задачу преодоления силы земного притяжения.
Действие начинается с того, что Герда и Кай лепят снеговика. Озябшие, они возвращаются домой, куда в скором времени является и Снежная королева под видом дамы из некого благотворительного комитета и заявляет, что Кая ждет приз за лучшего снеговика. Помнится, Снежная королева в спектакле Молодежного театра была привлекательной особой, соблазнившей Кая разного рода материальными ценностями мира сего. В спектакле Театра марионеток она — монстр, скрывающий свою жуткую внешность с помощью капюшона и чарующего голоса Ларисы Жориной. Сначала Снежная королева требует, чтобы Кай поцеловал ее, а после делает несколько двусмысленное предложение — переехать к ней во дворец. Кай недальновидно отказывается, за что и получает два осколка — в глаз и в сердце. Далее действие развивается без особых отступлений от первоисточника.
Неожиданности начинаются, когда Герда отправляется на поиски Кая. Персонажи, встречающиеся на ее пути, не только имеют мало общего с андерсеновскими, но представляют собой паноптикум, какой может присниться, если накануне посмотреть «Дом-2», «Пусть говорят», «Программу максимум» и пару криминальных сводок на НТВ. «Не от мира сего» только хрупкая Герда (Мария Мирохина), явно забредшая сюда из другой, более хрестоматийной сказки.

Вместо Волшебницы авторы ввели существо, которое зовут Старушка-девочка (Татьяна Томашевская). А сад с волшебными цветами заменили парком аттракционов типа «Диво-острова». Существо разъезжает на трехколесном велосипеде и страдает раздвоением личности, вроде Горлума из «Властелина колец». Две ипостаси находятся в непримиримом конфликте: одна (детская) пытается соблазнить Герду каруселями, куклами и модными шляпками, другая (старушечья) — вразумить свое инфантильное второе «я».
Далее Герда знакомится с флегматичным вороном Карлом и его предприимчивой подругой. Клара немедленно «продает» Герду Принцессе в качестве новой «фишки» ее ток-шоу. Гламурная блондинка Принцесса (Ольга Федорова) — вроде нашей вездесущей светской львицы. При ней — томящийся Принц из бывших «трубадуров», некогда соблазнившийся сладкой жизнью в медийном пространстве. Едва Герда заканчивает свою драматичную историю, Принцесса и придворные тут же теряют к ней всякий интерес. И только очарованный Принц (Алексей Мельник) вместе с Гердой покидает «студию», предлагая отправиться с ним в солнечную Италию, но потом малодушно возвращается к куску торта, недоеденному «гостями» студии.
Кстати сказать, на протяжении действия по сцене снуют два белых мохнатых «комка», которых зовут Снежастики. Кто такие Снежастики, чего они хотят и кому они приходятся родственниками — то ли Смешарикам, то ли голливудским Зубастикам, остается только гадать.
С честью пройдя через соблазны общества потребления и не превратившись по пути в героя компьютерной стрелялки, Герда попадает в плен к разбойникам. Надо отметить, эта сцена почти не расходится с первоисточником. Разбойники — черны лицом и уродливы, Атаманша — гадкая и злобная. Есть, правда, пикантный нюанс: затянутая в латекс Атаманша (та же Лариса Жорина) время от времени настойчиво предлагает тому или иному подчиненному пасть ниц и поцеловать ей ногу. Старик Фрейд не дремлет: агрессивная, отталкивающая зрелая «женственность» — один из самых устойчивых, я бы сказала, наболевших мотивов спектакля. В норме только Маленькая разбойница (Ирина Кривченок) — воинственная и беззащитная одновременно. В клетках у нее томятся не мускулистые рабы в цепях и латексе (как можно было бы заподозрить, глядя на ее маму), а хорошо знакомые по Андерсену голуби и Северный Олень.
Отдельного внимания заслуживает батальная сцена. Королева, простирая к девочке костлявые пальцы, кружит в воздухе, как Панночка вокруг Хомы Брута. Герда же, подобно горьковскому Данко, извлекает из груди горящее сердце и вступает в бой с силами зла. Пухленькое сердце (вроде тех, что продаются в сувенирных лавках), обагрившее кровью полярный лед, красуется и на программке. Все грохочет, сверкает, разноцветные лучи скрещиваются, будто мечи джедаев. В результате победы Герды наступает глобальное потепление, дети отправляются в путь на подтаявшей льдине, а Снежастики превращаются в розы — красную и белую.
Впрочем, юные зрители, получившие прививку фантастического блокбастера со спецэффектами, взирают на метаморфозы «Снежной королевы» со стоическим спокойствием. Такого же устойчивого иммунитета к «новым формам» хочется пожелать и себе.
Комментарии (0)