Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

«ЯКОБ ЛЕНЦ»

В.Рим. «Якоб Ленц». Опера + мультимедиа.
Режиссер Андрей Могучий, дирижер Мальте Кройдл,
художник Михаил Бархин, мультимедиа Ростислав Попов

Свершилось: в России впервые поставили оперу Вольфганга Рима. А именно: оперу «Якоб Ленц». И не где-нибудь, а в Питере, и не на обычной театральной сцене — а в соборе святых Петра и Павла, что на Невском.

Года три тому назад по инициативе Гете-Института здесь впервые представили оперу Маттуса «Корнет Рильке» в постановке Юрия Александрова. Ныне Гете-Институт, воспламененный благородной идеей просвещения питерской элиты, решил продолжить столь удачно начатое знакомство с современной немецкой оперой. Выбор пал на Рима — культового композитора нашего времени, опера которого «Якоб Ленц» (сочинение 1978 года) после многочисленных постановок уже успела превратиться в классику ХХ века.

 Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной

Сцена из спектакля.
Фото Н. Разиной

Оперный жанр представляет в наш век высоких арт-технологий необъятные возможности для удовлетворения самых безумных фантазий режиссера и художника в области света, цвета, формы и звука. И режиссер Андрей Могучий, руководитель «Формального театра», вместе с художником Андреем Бархиным, мультимедийным мастером Ростиславом Поповым и немецким дирижером Мальте Кройдлом создали-таки зрелище-феерию по мотивам оперы Рима, зрелище, которое легче описать, нежели растолковать.

Принципиальная установка на броские визуальные эффекты и параллелизмы смыслов, возникающие при прокрутке кадров из старых немых фильмов («Нибелунги» Фрица Ланга и «Строгий юноша» Роома), быть может, и развлекали глаз затейливостью полифонии музыки и видеоряда, но удручали интеллект случайностью, необязательностью найденных приемов. Обобщенная иллюстративность, выраженная в зигзагах, острых углах и треугольниках, рифмующихся с образом горной гряды (действие оперы происходит в горной деревушке), закреплялась навязчивой демонстрацией горных пейзажей. Треугольные металлические конструкции, на которые то и дело резво взбирался герой Андрея Славного — Якоб Ленц, — съезжались и разъезжались; их никелированные обводы весело поблескивали в свете софитов.

А. Славный (Якоб Ленц). Фото Н. Разиной

А. Славный (Якоб Ленц). Фото Н. Разиной

Насыщенная романтическими аллюзиями музыкальная плоть оперы, похоже, была вовсе вынесена за рамки внимания постановщиков. Трагическая история душевных терзаний и духовного поиска поэта Ленца, описанная в повести Георга Бюхнера и положенная в основу либретто оперы Рима, на глазах превращалась в пошловато-тривиальный повод для кунстштюков с телевизионными камерами, прожекторами и фонариками. Где-то к середине 90-минутной оперы действие провисло окончательно — и лишь корректная игра ансамбля Института Про Арте и стильное исполнение партии Андреем Славным спасли спектакль от провала.

Июль 2001 г.

Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной

Сцена из спектакля.
Фото Н. Разиной

Опера «Якоб Ленц» Вольфганга Рима — произведение, на мой взгляд, умозрительное, суховатое, сконструированное в современной манере, но без свежести новизны. Насчет «почти неоромантической широты дыхания», заявленной в программке, позвольте не согласиться. Впрочем, после одного прослушивания категоричный приговор музыке выносить не стоит. Формально партитура озвучена eNsamble Института Про Арте профессионально и корректно.

То, что происходило на «сценической площадке» — в партере церкви Св.Петра и Св.Павла и на его белых вертикальных пространствах, привлекало в основном оригинальной сценографией художника-архитектора Михаила Бархина и в какой-то степени видеопроекциями.

Ажурные стальные конструкции Бархина красивы сами по себе, «играют» ли каждая в одиночку, собраны ли в конус или сдвинуты в решетчатую наклонную стену. Не изображая ничего конкретного, постоянно составляя новые композиции, они призваны, видимо, намекнуть зрителю на постоянную смену состояний героя, архитектурно организовать пространство и дать возможность актерам свободно перемещаться не только по горизонтали. Но по какой логике артисты — главные герои или те, кого называют актерской группой, — двигаются по этим конструкциям, влезают наверх или спускаются, остается загадкой.

Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной

Сцена из спектакля.
Фото Н. Разиной

Загадочен и смысл видеопроекций — то это эпизоды из черно-белых фильмов, то репродукции картин старых мастеров, то водная стихия, образ которой создается при помощи небольшого аквариума с темной жидкостью и видеокамеры. Иногда на экранах возникают тексты — и становится понятно, о чем идет речь. Остальное время все как в традиционной опере — поют по-немецки, со всеми вопросами обращайтесь к либретто, напечатанному мелким шрифтом.

Познакомившись с либретто, понимаешь, что речь идет о прямо-таки клиническом случае — душевнобольной поэт на протяжении небольшой оперы трижды пытается свести счеты с жизнью, слышит внутренние и прочие голоса, испытывает смутную тоску по некоему женскому идеалу, наконец, впадает в глубокую депрессию — и «никто не может спасти поэта от ада безумных мыслей».

Герой новеллы Георга Бюхнера и оперы Рима — личность настолько сложная, что нашим постановщикам понять и раскрыть ее с помощью чужого языка, довольно однообразной музыкальной речитации, решетчатых конструкций и весьма автономно существующих видеопроекций не удалось. Может быть, такой задачи авторы проекта и не ставили, «Якоб Ленц» явился просто поводом затронуть всегда будоражущую тему неадекватности сознания художника и действительности и опробовать мультимедийные средства на такого рода материале. Результат, как мне кажется, получился неубедительный. Но не потому, что мультимедиа здесь ни к чему. А потому, что ни они, ни самоценная оригинальность сценографии не заменяют на театре режиссерской работы с актером.

Исполнители главных ролей — Андрей Славный, Михаил Антонов и Федор Леднев — парадоксальным образом совмещают основную задачу — озвучивают сложные вокальные интонации и играют какую-то странную роль статистов в лавине спецэффектов. Лишенная человеческого тепла, движущаяся и звучащая картина, внешне даже эмоциональная, оставляет зрителя холодным наблюдателем.

Июль 2001 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.