За долгие годы, проведенные в МДТ, Наталья Фоменко раскрылась в полную силу всего один раз. Вот уже семь лет она бессменно исполняет роль Варвары Иняхиной. Исполняет блестяще. Другие — малюсенькие — роли этой актрисы так или иначе, подтверждают уже найденное. Может быть, поэтому весь заряд актерского дарования достается Варваре. Может быть, поэтому даже в самые неудачные дни ни один мускул на лице не лжет, ни одно движение не рождается механически по наработанной (из года в год!) привычке.
Обреченность на однолюбие чрезвычайно опасна для актера. Довольно легко утерять способность одухотворения персонажа, регулярно отыгрывая положенное время в надоевшем рисунке. И другая крайность: от усердия у актера может притупиться чувство меры; со всего размаха бросаясь в работу, трудно не заиграться, не погубить роль. Только хорошая профессиональная форма позволяет удержаться такой хрупкой субстанции, как актерская индивидуальность.
Все бы хорошо, но после семи лет служения, пусть даже идеальному созданию, необходимы перемены. Развитие требует движения, а куда же двигаться, если вершина достигнута сразу? Стремясь направить актрису на путь самоуглубления, режиссер поручает Н. Фоменко чтение стихов О. Берггольц в «Возвращенных страницах». Прямота и стилистическая ясность как бы воспроизводят душевный строй абрамовской героини. Переполненность чувствами рождает знакомую силу и яростность исполнения. Но два стихотворения… Для драматической актрисы объект приложения сил слишком скромен.
Долгожданные «Бесы» внесли небольшую перемену в творческую биографию Н. Фоменко. Роль Марии Игнатьевны продолжает тему, начатую в «Братьях и сестрах», но там же и законченную. Шатова — это сломанная Варвара, Варвара без праздника в душе, а значит, лишенная начала, организующего образ. Актриса выстраивает роль на упрямом движении героини к просветлению, но слишком мрачен общий тон спектакля, и слишком невелико место, отведенное в нем героине.
«Галерея» ролей, сыгранных Н. Фоменко на сцене Малого драматического, заставляет подумать о странности творческой эволюции актрисы. Раз удивив и обрадовав всех своей оригинальностью, она постепенно рассталась с яркими красками. Их сменили жесткость, непримиримость и, пожалуй, усталость. Здесь есть над чем размышлять режиссеру.
А мы, не желая расставаться с ощущением праздника в душе, пойдем после «Бесов» на «Братьев и сестер». Снова и снова.
Комментарии (0)