В век режиссерского театра на оперной сцене играть пытаются все, не только петь. Но как играть? Порой неумело, пользуясь штампами, преувеличенно и картинно. И разгуливают по подмосткам искусственные, ходульные герои прошлых веков — далекие, мертвые… У Елены Прокиной есть счастливое умение делать своих героинь живыми. Костюмы Эммы («Хованщина»), Дездемоны, Наташи Ростовой, Полины («Игрок») — из разных исторических и театральных времен, но ни на минуту не забудешь, что человеческая суть героинь, их души, их чувства — современны.
У актрисы красивый голос — сильный, полетный, серебристый, легкий… Есть чем полюбоваться, что продемонстрировать. Но разве в крике Эммы «Спасите!» — красота? Нет, ужас, отчаяние, мольба. А в возгласе Дездемоны — «Эмилия!»? Прощание, страх и желание жить. В последних фразах Полины — «На! Твои деньги!» — месть, торжество, обреченность. Ее Наташа Ростова вся соткана из переливов эмоций — счастья, ожидания, потом тоски, горя, нежности… И ни в одной из героинь нет традиционной оперной плавности жестов, нарочитой замедленности походки, округлости и ложной значительности движений. Они могут быть угловатыми, резкими, порывистыми, взрывчатыми, некрасивыми — без лишней заботы о внешности, без назойливого стремления подать себя.
А все потому, что отдана своим героиням до конца, до донышка. И невозможно разделить вот сейчас хорошо спела, а тут неплохо сыграла… Нет — прожила, погрузилась в чужую судьбу как в собственную, приблизила чьи-то жизни к нам, вытащила из разных эпох в XX век, наделив своей индивидуальностью, своим мироощущением — взрывчатым, дисгармоничным.
Классический репертуар в таком исполнении теряет привкус привычки, отдаленности, а классические персонажи остаются среди нас, хотя бы и на сцене…
Елена Прокина молода, и ее творческий рост очевиден. Всего четыре года работы в театре — и уже признание, успех. Победа на одном из престижных конкурсов вокалистов, выступление в спектакле «Отелло» с великим Пласидо Доминго, участие в прокофьевском фестивале, встреча с английским режиссером Грэмом Викком при постановке в Мариинке оперы «Война и мир», очень важная и полезная школа Темура Чхеидзе в сценическом воплощении «Игрока»…
Взлет актрисы стремителен, возможности велики, ей многое дано. Свяжет ли она свою жизнь с Мариинской сценой и в дальнейшем или поманит Европа, далекие оперные миры?.. Вопрос…
Комментарии (0)